Ваше сообщение размещено
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на отзывы. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на отзывы. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо. Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Саша на Пете женится или все-таки замуж за него выходит, или Почему геи не вписываются в русскую эстетическую матрицу?
"Поскольку политика и социальное устройство общества - это не моя специальность, то можно сказать в виде шутки, что у меня с советской властью вышли в основном эстетические разногласия". Так ровно тридцать лет назад Андрей Синявский описывал в статье "Диссидентство как личный опыт" причины своего ареста, приговора к семи годам колонии и последующей эмиграции. О сексуальной свободе здесь и подавно можно забыть. Российское общество патриархально и, что еще труднее преодолеть, по-детски стыдливо. Здесь доминирует культ мужественности. Несмотря на то что со времени написания этой статьи, да и со смерти самого Синявского прошло уже много лет, высказанные им мысли об эстетической, интеллектуальной и моральной оппозиции режиму вновь актуальны. Актуальны прежде всего в свете общей популярности протестного настроя в России, но и не менее актуальны для частного проявления этого нового диссидентства - гомосексуального активизма. Не сегодня, конечно, но само зарождение этих тенденций действует на российское общество как сильнейший раздражитель, аллерген. В этом смысле голубые - это квинтэссенция оппозиционно настроенного среднего класса. Вот как оппозиция в целом и геи в частности преподносятся властью и видятся большинством: если "белоленточники" просто проплачены Госдепом, то "радужные" - это само смрадное дыхание загнивающего Запада; если "белоленточники" просто "раскачивают лодку", то "радужные" стремятся разрушить тысячелетние традиции, отравить саму душу русского народа. Государственная идеология в России, а заодно и навязываемая в государственных СМИ модель восприятия российской действительности очень проста и очень стара - это все те же пресловутые уваровские "православие, самодержавие, народность". Это все то же стремление к авторитарному государственному устройству с монолитным обществом и очень ограниченным пространством для свободы мысли и выражения. О сексуальной свободе здесь и подавно можно забыть. Российское общество патриархально и, что еще труднее преодолеть, по-детски стыдливо. Здесь доминирует культ мужественности. И на пьедестале этого культа не "мачо", а "челябинский мужик". Национальный лидер управляет самолетами, ныряет с аквалангом, летает на дельтаплане, спасает диких зверей, любит компанию байкеров и рабочих "Уралвагонзавода". Общество строится на принципах дарвинизма и преклонения перед силой. Где здесь место для голубых с их призывами к равноправию, толерантности и всей их либеральной повесткой дня? Это на уровне официоза. Но и в самой нашей культуре как будто и нет места для приверженцев однополых связей. Сам русский язык восстает против них. Слово "гей" режет слух и только усиливает ассоциацию гомосексуалов с тлетворными западными веяниями. "Гомосексуалист" - архаизм, "гомосексуал" - новодел, многочисленные "пи..." - при дамах не скажешь. Хорошо слово "голубой" - и по-русски, и прилично, но тоже почему-то популярностью не пользуется, и стало уходить в прошлое. Даже на пути к такой важной цели как брачное равноправие, голубой активизм спотыкается о глубоко сидящую в русском мозгу бинарную оппозицию - "жениться" и "выходить замуж". Саша на Пете женится или все-таки замуж за него выходит? Ну нет в русском языке, а значит, в русском сознании гендерно нейтрального to get married, если не считать неиспользуемого нормальными людьми казенного выражения "сочетаться браком". И такие трудности возникают на каждом шагу. Именно поэтому голубые вынуждены щедро разбавлять свою речь англицизмами "гей", "гей-прайд", "камин-аут", "квир" и даже совершенно непроизносимым в русской транслитерации "ЛГБТ". Ведь язык сломать можно! Эти особенности очень важны. Язык отражает и в то же время во многом определяет то, на какие смысловые единицы наш мозг делит окружающую реальность. Говорят, что у эскимосов более сотни слов для обозначения того, что в русском языке обозначается одним словом "снег". У индийских народов примерно так же обстоят дела с тем, что по-русски называется просто "рис". Проще говоря, чем больше места в жизни культурной общности занимает та или иная сторона реальности, тем больше места она занимает и в языке. Впоследствии же маленькие эскимосы, познавая реальность через язык, уже и не могут воспринимать свежий снег и подтаявший снег как одно природное явление. Вот так и получается, что для русского человека гомосексуальность как бы и не существует, потому что выразить ее доступными языковыми средствами невозможно. Под привнесенные же термины, которые так нелепо и неказисто звучат, еще надо и мозг свой приспособить. А это неприятно и раздражает. Возвращаясь все к тому же Синявскому: "В этих сочинениях я не писал ничего ужасного и не призывал к свержению советской власти. Достаточно уже одного того, что ты как-то по-другому мыслишь и по-другому, по-своему ставишь слова, вступая в противоречие с общегосударственным стилем, с казенной фразой, которая всем управляет". Так уж сложилось, что российский голубой активизм вынужден следовать западным примерам, идти по стопам западного гей-движения, от которого он отстал на десятилетия. Это логичный и естественный путь, который, тем не менее, таит в себе и неочевидные ловушки. В девяностых никто в России не потрудился создать русскую гей-терминологию или хотя бы переосмыслить существующие языковые единицы, чтобы дать русским людям возможность обсуждать проблему гомосексуальности в понятных и естественных выражениях, не спотыкаясь об англицизмы. Русские геи и сами себя-то познавали в западных терминах. Сейчас создавать новую терминологию уже поздно. Геи внезапно обнаружили себя в центре общественной полемики, когда уже не до выработки и обкатки общих понятий. Так и повелось: геи и Россия говорят на разных языках. Русские геи стали иностранцами в своей стране. Так они воспринимаются большинством, и так они зачастую воспринимают себя сами, мечтая об эмиграции в более развитые и более толерантные страны. Конечно, геи здесь не оригинальны - все больше и больше молодых и активных перестают видеть перспективы для роста и самореализации в "этой стране". Но каковы бы ни были причины этих упаднических настроений геям нужно помнить, что на самом деле они в этой стране не чужие. Такие же геи, как они, внесли далеко не последний вклад в создание современной русской культуры вообще и словесной русской культуры в частности. Русская культура принадлежит им в равной степени, как и всем русскоязычным людям. Геи не только могут смело заявлять о своих правах на великое русское прошлое, но и должны заявлять о своих правах на чуть менее великое, но довольно интересное русское настоящее. Ведь тот же современный гей-активизм - это плоть от плоти порождение русского общества периода путинских нулевых, как и диссидентство было порождением послесталинского советского общества, а не привнесенным элементом или пережитком дореволюционной реакции. Осознав свое место в русской культуре, языке и эстетике, геям легче будет объясняться с остальной Россией, но на этот раз с полным пониманием своих прав на эту страну с ее прошлым, настоящим и будущим. И это не означает конформизм. Самобытность гей-сообщества от этого не пострадает, а только окрепнет и расцветет, обогатит собой серую русскую повседневность. Геи как новые русские диссиденты - это и есть плюрализм, которого так не хватает для культурного и социального развития России и от нехватки которого задыхается здесь наш "креативный класс". Геи должны воспринимать себя именно как новое диссидентство, то есть как русских людей, но мыслящих иначе, чем утрамбованное в монолит авторитарным режимом русское общество. Понимать под диссидентством следует именно то, что понимал Синявский: "Диссидентство - это прежде всего, на мой взгляд, движение интеллектуальное, это процесс самостоятельного и бесстрашного думания. И вместе с тем эти интеллектуальные или духовные запросы связаны с чувством моральной ответственности, которая лежит на человеке и заставляет его независимо мыслить, говорить и писать без оглядки на стандарты и подсказки государства". Фото Vido
18 МАРТА 2014
|
ПАВЕЛ БУЛАТОВ
Ссылка:
Смотрите также
#АКТИВИЗМ, #ПРОПАГАНДА
Умер Гарри Белафонте - король калипсо и движения за права человека в США
28 апреля 2023
"Альянс гетеросексуалов..." не сгорел и светит другим: новый проект для активистов
3 октября 2022
В Госдуму внесен масштабный пакет поправок о всеобщем запрете "гомопропаганды"
18 июля 2022
В Госдуме назвали "центры однополых отношений", в которых запрет "гомопропаганды" "особенно необходим"
10 июля 2022
Тверской райсуд запретил поцелуй Ивлеевой и Собчак как "гомопропаганду"
21 июня 2022
Иноагент "Сфера"* объяснил, что не так с законом о всеобщем запрете "гомопропаганды"
15 июня 2022
Госдума осенью рассмотрит законопроект о "гомопропаганде" среди взрослых
7 июня 2022
|
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
|
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
* КВИР (queer) в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный". |