КВИР
Томаш Едровский. Ночные заплывы
Сласти и страсти первой любви - довольно общая тема гей-фикшна. Чем выделяются "Ночные заплывы" - дебютный роман молодого польского автора Томаша Едровского - так это сеттингом.
Любовное приключение двух парней происходит в коммунистической Польше начала 1980-х годов. Дополнительного драматизма добавляет столкновение совершенно разных политических позиций героев - диссидентствующего Людвика и партийца Януша.

Людвик выпускается из университета и по заведённой социалистической традиции едет летом на обязательные сельские работы - копать репу. Именно там он встречается с Янушем, и с первого взгляда ловит искру: "В твоём присутствии я трепетал, как пред пророчеством, которого не мог понять". Людвик пока только принимает свою инаковость, украдкой читает в оригинале "Комнату Джованни" Болдуина и примеряет на себя литературные чувства, когда приходит пора познать их на практике.

Однажды парни встречаются у реки, где Януш любит плавать, и завязывают дружбу, хотя Людвик поначалу осторожен и неуверен. Когда работа в полях, наконец, подходит к концу, Януш приглашает Людвика вместе в поход, но обоим ясно, что скоро натянут не только палатку. Они отдыхают на берегу уединённого озера посреди леса, плавают в ночи и становятся любовниками.

Томаш Едровский
По возвращению в Варшаву идиллия трещит по швам. Януш получает работу в Управлении по контролю за прессой, чего свободолюбивый Людвиг совсем не одобряет. Вдобавок в их отношения втискивается Ханя - дочь видного функционера, влюбленная в Януша. Между тем зарождается протестное движение против режима. Жизнь в Варшаве ухудшается, цена на мясо за ночь растет на 60%, а старушка, у которой Людвик снимает комнату, не может получить жизненно необходимых лекарств. Людвик симпатизирует протесту, а Януш призывает его не высовываться и принять статус-кво.

Роман прекрасно выстроен на чередовании флэшбэков и судьбы героя после миграции - это не спойлер, мы узнаём уже в самом начале, что герой бежал из Польши на Запад. К объяснению судьбоносного решения и подводит читателя автор: какова череда событий, толкнувших героя на невозможный выбор, - между делом играя на конфликтах: партии и совести, гомосексуальности и (мнимой) бисексуальности, жизни в шкафу и открытой.

Роман сравнивают с "Назови меня своим именем" Асимана (сейчас все новые гей-романы с ним сравнивают), что не вполне корректно и совершенно излишне, когда уже есть, с чем сравнить: сам Едровский недвусмысленно делает оммаж роману Джеймса Болдуина. Оба героя читают "Комнату Джованни"; Людвик постоянно сравнивает свои с Янушем отношения - с отношениями Дэвида и Джованни; вклинившаяся к ним в пару Ханя - это Хэлла у Болдуина. Да сама Польша 80-х описана, как душная и неубранная каморка Джованни.
Внимательный читатель ловит отсылки и к "Линии красоты" Холлингхёрста, и к "Возвращению в Брайдсхед" Ивина Во. Квази-элевсинская оргия на функционерской вилле практически списана с "Тайной истории" Донны Тартт, а ночные заплывы героев - с "At Swim, Two Boys" Джейми О’Нилла - современной гей-классики.

В целом это отлично собранный и читабельный - особенно впечатляет, что родившийся в ФРГ Едровский писал на неродном для себя английском - высокопрофессиональный дебют.
23 ИЮНЯ 2020      ДМИТРИЙ ЛЯГИН
Ссылка:
Смотрите также
#КНИГА

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Мужское нижнее белье
Трусы-шорты "315000 Boxer Woven - Inkling" / Jockey / Синий
Мужские трусы от американского бренда Jockey. Сшиты из натурального хлопка высшего качества, сертифицированного по стандарту OEKO-TEX Standart 100. Ткань обладает повышенной гигроскопичностью, прекрасной воздухопроницаемостью и износостойкостью. Это отличный выбор белья для требовательных мужчин, которые хотят получить максимальный комфорт на протяжении всего дня.
3170 СЂСѓР±.
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".