КВИР
Обреченные на смерть
В августе прошлого года моему московскому приятелю Славе стало так плохо, что он с большим трудом смог написать мне короткое сообщение на Фейсбук.
В нем был призыв о помощи и адрес хостела в Москве, в котором он временно проживал. Я тут же кинулся бить тревогу в российских организациях поддержки ВИЧ-инфицированных людей, обратился в "Парни ПЛЮС", в московское отделение LaSky. Ребята по моей просьбе, и на свой риск и страх (мало ли кто ждет их в хостеле, ведь вполне возможна подстава, объяснили они) поздним вечером приехали по адресу и застали Славу в очень плохом состоянии. Он практически не мог самостоятельно ходить. На машине скорой помощи его отвезли в СПИД-центр на Соколиной горе. Анализы показали, что иммунный статус Славы упал до 10 клеток! Однако непосредственную антивирусную терапию в инфекционной больнице ему не назначили, хотя она должна, по разным рекомендациям, начинаться при иммунном статусе от 350 или 500 клеток. Причина отказа в терапии проста - чиновничьи ИНСТРУКЦИИ.
С осени 2013 года Московский СПИД-центр больше не лечит людей с ВИЧ-инфекцией без московской прописки. Пациентов с временной регистрацией перестали ставить на учет, а тех, кто уже в нем состоял, без предупреждения сняли с него, отказав в дальнейшем лечении. Причину таких действий объяснили просто: деньги на лечение ВИЧ-пациентов теперь получают регионы, лечитесь по месту прописки! Однако, по данным главы Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадима Покровского, в Москве зарегистрировано почти столько же иногородних с ВИЧ, сколько и москвичей, а лечения они не получают по указанной выше причине.
Как быть этим людям, ведь в Москве у многих работа, а на родине начинать с нуля не так-то просто. Свидетельством тому история Славы, о котором "Квир" писал уже дважды: один раз о его непростом детстве и вынужденном камин-ауте в семье, во второй раз, когда он узнал о своем диагнозе. Тогда мы не называли его настоящего имени.

Так вот, история Славы во многом типична для тысяч ВИЧ-инфицированных людей в России, которых государство бросило на произвол судьбы.
Слава жил и работал в Москве 10 лет. Он даже представить себе не мог, как он вернется в Новосибирск, откуда он родом. "Здесь вся моя жизнь, работа, друзья, здесь я заразился ВИЧ-инфекцией, почему я должен все бросить и уехать?" - рассуждал Вячеслав, юрист по профессии.
Когда Слава узнал, что у него ВИЧ, он, имея договор об аренде квартиры и временную регистрацию на пять лет, получил так называемый "розовый талон" от Департамента здравоохранения Москвы - направление для постановки на учет и лечения в Московском СПИД-центре. Здесь он регулярно сдавал анализы и удивлялся тому, что ему никак не назначают антивирусную терапию. Врачи утверждали, что еще рано.
В январе 2015 года, когда Слава в очередной раз пришел сдавать анализы, то в регистратуре ему сообщили, что он снят с учета. Юрист, соблюдая формальные нормы, обратился с заявлением в Департамент здравоохранения Москвы с просьбой разъяснить ситуацию. Ответ не заставил себя ждать: "Временная регистрация не является основанием для постановки на диспансерный учет и лечение".
"Как так? - пожимал плечами Слава. - В московском СПИД-центре находятся все мои анализы, там мой лечащий врач, который знает историю моей болезни. Почему департамент здравоохранения отправляет меня в Новосибирск, отказывая в лечении? Согласно закону, каждый гражданин России с полисом ОМС может получить медицинскую помощь в любом городе страны. Я уже десять лет живу в Москве, работаю, плачу налоги, у меня тут сложились все социальные связи". Рассуждать можно сколько угодно, но надо действовать, решил Слава и прямо из больницы отправил заявление в Тверской районный суд города Москвы.

Не суд, а фарс

Слава был удивлен, что вместе с ним у здания районного суда собралось с десяток человек - представители общественных организаций, поддерживающих людей с ВИЧ-инфекцией, журналисты. Судья приказывает судебным приставам не впускать журналистов и других заинтересованных лиц, ссылаясь на то, что будет нарушено право истца на медицинскую тайну. Истец возражает, указывая на то, что он сам решает, делать ли из своей болезни тайну или нет. Судья идет на компромисс и разрешает присутствовать на суде не юристам, сотрудничающим с московским отделением LaSky, а двум приятелям Вячеслава. "Вы сами юрист и можете за себя постоять", - обосновала судья свое решение.
Судебное заседание было коротким и напоминало фарс. Ответчик, представленный юристом Департамента здравоохранения Москвы, парировал на претензии истца, не скрывая иронии, заранее известным доводом: средства на лечение ВИЧ-инфицированных выделены всем регионам, каждый лечит своих пациентов, Москва - москвичей, Омск - омичей. В итоге Тверской районный суд принял сторону Департамента.
Обессиленному от болезни и вопиющей несправедливости Славе сразу после суда опять стало плохо и "скорая" его снова увезла в больницу, в которой по-прежнему лечили не болезнь, а ее симптомы.

С надеждой - на родину

Родственники Славы собрали ему денег на авиабилет, и вскоре он вернулся на родину, в Новосибирск. Здесь его ждала больная пожилая мать, которая перебивается на мизерную пенсию.
В Новосибирске Слава в течение двух недель добивался того, чтобы записаться на прием к врачу-специалисту. И был очень удивлен тому, что ему был присвоен номер И-14..., как ИНОГОРОДНЕМУ пациенту! А ларчик просто открывался: для Новосибирска он был иногородним, потому что заразился ВИЧ-инфекцией в Москве! Последствия этого Слава ощутил чуть позже, а пока он был занят оформлением и подачей апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию. Очень скоро и она вынесла свой вердикт не в пользу истца. Но Слава не сдавался, да и выбора у него другого не было: "Есть еще две инстанции для обжалования в России, после которых я смогу искать справедливости в Европейском суде по правам человека в Страсбурге", - цедил сквозь зубы Вячеслав.

Замкнутый круг

Но самое ужасное известие его ждало в СПИД-центре Новосибирска. Статус "иногороднего пациента" не позволяет приступить к немедленной терапии, заявила ему его новый лечащий врач. Объяснила она это тем, что в Новосибирске острая нехватка антиретровирусных препаратов, поэтому лечение получают в первую очередь местные, а не иногородние больные.
Для Славы круг замкнулся, он почувствовал себя в тисках, нет, не просто вопиющей несправедливости, а страха от неотвратимо надвигающейся смерти. Дома он потерял сознание, врачи скорой помощи диагностировали инсульт. Два месяца он пролежал в больнице в коме. Когда, наконец, пришел в себя, то оказалось, что правая сторона парализована. Таким его и привезли домой.
Слава левой рукой написал доверенность московскому другу, тоже ВИЧ-положительному парню, который пообещал довести его дело до Европейского суда по правам человека.
Доживет ли он сам до этого, Слава сомневается. По его собственному признанию, у него началась стадия СПИДа, и от последствий инсульта ему вряд ли удастся поправиться. "Я очень надеюсь, что до этого светлого момента - решения Европейского суда - доживут десятки тысяч других парней в России, которым отказано в лечении и которых государство обрекло на медленную и мучительную смерть", - написал мне в Фейсбуке Славик.
Другой мой фейсбучный друг пишет о том, что он, не имея московской прописки, вынужден покупать дорогие лекарства у местных наркоманов, которые получают их по местожительству, а потом их продают, чтобы финансировать свою наркотическую зависимость. "Деньги на исходе, я потерял работу, когда в моей конторе узнали, что у меня ВИЧ. Даже не знаю, как жить дальше? Ищу возможность уехать на Запад, в России только и ждут, чтобы такие, как я, поскорей сдохли", - пишет в отчаяние парень из Кавказа, который живет в Москве уже более семи лет и вернуться на родину, по понятным причинам, не может...
Каждый день я жду от Славика новых сообщений, иногда он пропадает на неделю-две, но потом, слава богу, снова появляется в Сети. Со дня последнего его сообщения прошло уже три недели, и я очень сильно встревожен. Есть ли рядом со Славой те, кто может ему помочь физически и морально, ведь государство, в справедливость законов которого 33-летний юрист всегда верил, его предало и обрекло на смерть, как и многих других ВИЧ-инфицированных россиян...

Интервью Славы перед судом в Москве.

14 СЕНТЯБРЯ 2016      TOM WEITZ
Ссылка:
Смотрите также
#ВАДИМ ПОКРОВСКИЙ, #ВИЧ/СПИД, #ДЕНЬГИ, #СУД

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".