Ваше сообщение размещено
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на отзывы. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на отзывы. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо. Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
2 ноября 1975 года мертвое тело Пьера Паоло Пазолини полиция случайно нашла среди лачуг и помоек в курортном (!!!) городишке Остия под Римом, вблизи аэропорта, знакомого всем советским "отъезжантам" из СССР начала 70-х.
сто лет или только миг назад я был в тебе. Внутри, не снаружи, давя коленом, я чуял колено, сеном дышал. Сегодня я тут. Снаружи, а не внутри, и ни колена не чую, ни теплоты своего тела. Сегодня я должен был больше не быть. (Перевод Н. Котрелева) Что это? Что это такое? Обнаженная интуиция гения, написавшего такие стихи в расцвете физических и творческих сил, в зените всемирной славы? Со дня гибели Пазолини я не перестаю искать ответы на свои вопросы, перечитывая его стихи, романы, киносценарии, интервью, воспоминания о нем его друзей, у Пазолини немногочисленных. "Ты - царь. Живи один". Как в его случае уместна эта пушкинская фраза! Трагическая гибель Пазолини повергла всю культурную Европу в оцепенение. В Советском Союзе, где фильмы Пазолини "давали", как колбасу в Елисеевском, с "черного входа" на закрытах просмотрах в Доме кино, смерть католического коммуниста и, как теперь говорят, "открытого гея" осталась незамеченной. Так, что-то невнятное буркнул в паре абзацев журнал "Искусство кино". И все. Итальянская же левая пресса злорадствовала (у нас хотя бы мертвых умеют любить или забывать, что одинаково омерзительно). Но были и другие публикации - с глубоким сердечным пониманием масштаба утраты. Геннадий Шмаков читал мне и с листа переводил и их, как и стихи Пазолини, написанные на родном фриульском диалекте - корневом языке его родной Болоньи. И вот еще о чем уместно сказать. Всего за пять лет до гибели Пазолини его верный друг (а дружить с Пазолини было трудно, если и вообще возможно было дружить с человеком огромных амбиций, немыслимого трудолюбия и неукротимого, яростного характера и чувственного темперамента) и первый последователь в кинематографе Серджо Читти снял одноименный фильм об Остии. В работе над этим фильмом самое непосредственное участие принял сам Пазолини. И получается, что "нет защиты от судеб". О Пазолини написаны горы статей, множество книг разного документального и художественного достоинства. Ежегодные фестивали его фильмов в годовщину его смерти проходят по всему миру (мы, как и всегда,- вопиющее исключение). И у нас - у нас! - уже издана проза Пазолини, уже и на нашем ТВ можно иногда посмотреть большинство его фильмов (канал "Культура"). Боже, какой прогресс! Уже и у нас стало можно в связи с жизнью и творчеством Пазолини говорить и писать о его гомоэротизме в приличных выражениях. Но... "но азиаты мы" (А. Блок). И какие еще азиаты-то! Совсем недавно, как бы в подражание поэзии Пазолини, круто замешанной на римской античности, в "Квире" были опубликованы "Адриатические сонеты" другого поэта, нашего современника, круто замешанные на греческой поэзии эпохи, допустим, Перикла (VI век до н.э.) или Солона (то же время). Напомню - очень уж хочется - только первое четверостишье 3-го сонета: Их лучше брать у греческих таверн - мальчишек с невозможными глазами. Все, что на них, они снимают сами. Сто тысяч лет вот этой связке вен! Свою статью о Пазолини "Жизнь или смерть" я закончил следующими словами: "Земная жизнь Пьера Паоло Пазолини, внезапно оборвавшись, завершилась, оставив нам свое бессмертие. Жизнь его маленького убийцы продолжается, и мне почему-то думается теперь, что в жизни Пино уже не осталось места для неправды, раздумья о нем сжимают мое горло мертвой хваткой". Эта статья была написана мною в 1985 году и ждала своей публикации без малого 20 лет. А я и теперь всецело на стороне Пино, ибо мне отвратительно всякое, любое насилье. Я прожил в стране, в которой с 1917 года все поголовно все терпели, терпели, терпели и к моменту обрушения Советской власти оказались - и жертвы и их палачи - все поголовно - потерпевшими. Все созданное в искусстве Пьером Паоло Пазолини вопиет против насилия. Он родился 5 марта 1922 года в семье кадрового офицера, человека, как пишет в своей автобиографии, опубликованной еще в I960 году, сам Пазолини, "страстного, чувственного, неистового по характеру, волевого и тиранического". Это и стало одной из причин жгучей ненависти Пазолини к насилию. И вдруг... Именно "вдруг" с каждым из нас и происходит нечто - нечто немыслимое. С Пазолини оно, это пресловутое "вдруг" и произошло. А произошло ли? Весной 2005 года Пино Пелоси (правильнее, конечно, Пелози), все еще отбывающий свой тюремный срок, отказался от своего признания в убийстве Пазолини. Сие стало сенсацией, разумеется. И все же, и все же. На суде Пино боялся сказать правду, потому что ему угрожали на следствии. Очень возможно. Как это делается у нас - испытано на собственной шкуре. Как в Италии - услышано из бесед с римскими друзьями. Многие друзья Пазолини с самого начала следствия по делу о его убийстве считали, что кинорежиссер стал жертвой заговора. Намекали на это и у нас в "Литературке" (1989 г.). Скончавшийся недавно в Риме друг Пазолини уже упомянутый мною Серджо Читти говорил в одном из последних своих интервью, что Пазолини погиб не от руки Пелози, Пазолини убили власти. 17-летний Пелози был использован как приманка для Пазолини, никогда не скрывавшего своих эротических предпочтений. Читти удалось выяснить, что вместе с ними - Пазолини и Пино - в Остию последовали еще пять человек, которых Пелози даже не знал, эти люди и убили поэта. После сенсационного заявления Пелози расследование убийства было возобновлено. Кажется, Пино выпущен на свободу под залог или даже вообще без всякого залога и находится вне Рима по программе защиты свидетелей. Надеюсь дожить до результата, а гонорар за публикацию этих заметок прошу переслать через "Вестерн Юнион" в адвокатуру Рима в пользу Пино Пелози. Только так и могу я почтить память Пазолини и защитить необходимое оправдание несчастного Пино. Теперь об отношении к Пазолини и его художественному наследию в СССР. В кинематограф Пазолини вошел из лона неореализма начала 60-х и сразу же занял в киноискусстве Италии тех лет ведущее место, поскольку порвал с этой традицией и пошел своим оригинальным путем (о Пазолини-рисовальщике, лингвисте, историке, музыканте даже уже сказано и я не стану перегружать своими рассуждениями терпеливого читателя, то есть превращать его в потерпевшего от моих характеристик итальянского гения). С Россией Пазолини был связан своими фильмами. Его крикливую Анну Маньяни (фильм "Мама Рома") мое поколение помнит, как говорится, прекрасно. Но к концу 60-х все связи Пазолини с СССР были прерваны, причем очень грубо. В Минкульте СССР сообразили, что Пазолини такой же коммунист, как Л.И. Брежнев - Папа Римский. С католицизмом благодаря Западной Украине в СССР всегда были проблемы - были и остались. Нам, православным большевикам, без проблем скучно, а уныние, как известно, - один из тягчайших грехов. А еще и гомосексуальность Пазолини - для полноты уныния и проблем. Показ фильмов Пазолини накрылся и все пленки в опечатанных железных банках сгруппировались на полках архивов госбезопасности (так утверждает кинокритик Андрей Плахов). И только в 1984 году у нас о Пазолини вдруг вспомнили и издали малюсенькую книжечку его стихотворений в "Молодой гвардии", втиснув в нее стихи Пазолини из шести (!!!) книг, зато тиражом в 50 тысяч и ценой в 20 копеек. Большевики и вообще большие любители и мастера широких жестов: метро - самое глубокое в мире, архитектура - самая забористая во всей Европе, демонстрации трудящихся масс - самые многочисленные, жертвы любых катастроф и террористических актов - самые скромные, казни - самые смертельные. В советском издании "Избранного" Пазолини предстает перед нами поэтом, разоблачающим пресловутые язвы капиталистического общества, как сказано в предисловии к этой книжке, "смело разоблачающим". Применительно к судьбе и жизни Пьера Паоло Пазолини с подобным утверждением трудно спорить. Я и не спорю.
Впервые опубликовано в "Квире" №29. Кадры из последнего фильма Пазолини "Сало, или 120 дней Содома", 1975
02 НОЯБРЯ 2015
|
ГЕННАДИЙ ТРИФОНОВ
Ссылка:
Смотрите также
|
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
|
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
* КВИР (queer) в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный". |