КВИР
МРДжеймс. Меццо-тинто
В сети появились первые кадры короткометражки Марка Гэтисса The Mezzotint ("Меццо-тинто") - экранизации одноименного рассказа Монтегю Родса Джеймса.
Фильм выйдет по традиции на Рождество. В интервью Гэтисс говорит, что у него был готовый оригинальный сценарий страшилки о массовой смерти стариков в госпитале, но по понятным причинам это оказалось too much - и все предпочли вернуться к камерной классике.

The Mezzotint - один из ранних, менее известных рассказов МРДжеймса (хотя поизвестнее, чем то же "Мартиново подворье", экранизированное Гэтиссом два года назад). Куратор музея мистер Уильямс получает в свое распоряжение некое неустановленное меццо-тинто (разновидность гравюры на металле), на котором изображено загородное поместье. Постепенно Уильямс и его друзья замечают, что гравюра менялась после того, как на нее не смотрели: зловещая фигура в плаще двигалась к окну поместья, а затем вылезала обратно со свёртком в руке, подозрительно напоминающим запелёнутого младенца. Что это: сцена из прошлого или предзнаменование грядущей трагедии - предстоит выяснять Уильямсу.

  • Видите это пространство между кадрами? Это то, что поклонники комиксов называют "пробел". Несмотря на неброское название, пробел играет большую роль в той магии, которая является самым сердцем комикса! Здесь, в чистилище пробела, человеческое воображение берет два отдельных изображения и сливает их в одну идею.
    (Скотт МакКлауд "Понимание комикса")

Рассказ про призрака с ожившей картины может пугать прямо или опосредованно, а может вообще не пугать явно. "Меццо-тинто", по-моему, пугает слабо. Это история о картине, которая превращается в комикс; и здесь, как говорит МакКлауд, страх проистекает из того, что происходит - или может произойти - от одного кадра к другому, из пространства между кадрами. Комиксисты под сторителлингом имеют в виду как раз это манипулирование пространством и временем с помощью переходов между кадрами. Главному герою "Меццо-тинто" Уильямсу не повезло оказаться в ситуации, когда рассказывают историю ему насильно. Причем не только ему одному.

В рассказе (явном дополнении к "Альбому каноника Альберика", где речь как раз об ожившей картине) Джеймс устанавливает правило: как только последовательность событий на меццо-тинто запущена, гравюра меняется всякий раз, когда кто-то на нее посмотрит, причем не обязательно, чтобы это был один и тот же человек. Таким образом сюжет развивается и варьируется в зависимости от того, кто смотрит на гравюру и кто описывает увиденное. Так одни "пробелы" оказываются мерзостнее у тех, кто умеет красочно говорить, нежели у тех, кто университетов не кончал.
"Меццо-тинто" - рассказ мета-нарративный, это история истории. Уильямсу и его друзьям историю о призраке (в стиле комикса) рассказывает автор-гравировщик меццо-тинто (который умер сразу после завершения работы над гравюрой). Герои понимают, что находятся внутри истории о привидениях, и пытаются её победить с помощью рацио (обычный джеймсианский мотив), фотографируя и наблюдая за событиями на гравюре. Но паранормальное берет над ними верх, а самое ужасное откровение гравюры остается невидимым ни для них, ни для нас-читателей: типично джеймсианский "простоватый слуга" в финальной сцене гравюры увидел нечто настолько пугающе-гротескное, что не смог описать; его наивность послужила ширмой ужасу, и самое страшное в этой истории о привидениях осталось там, где оно наиболее сильно - в пробеле и фантазии читателя. Между строк, а не в описании.

Тем интереснее глянуть, как эту междустрочность передал в экранизации Марк Гэтисс.
26 ОКТЯБРЯ 2021      ДМИТРИЙ ЛЯГИН
Ссылка:
Смотрите также
#КНИГА

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".