КВИР
Больше чем футбол
Порой (последнее время - всё чаще) на улицах встречаешь группки парней специфической внешности; и даже если они не трясут шарфами над головой и не бьют в ладоши, всё равно опознаёшь фанатов и болельщиков.
Скорее, это психотип, а не клуб по интересам. Бритые затылки, втиснутые в джинсы крепкие объёмы, сморщенные лбы и стриженые лысины. "Бычковатые" и "стайные", - они являются идеальной иллюстрацией мужской иерархии в традиционном социуме.
У стаи свои законы, воспроизводящие (во многом) логику команды, за которую ты болеешь. Есть тренер, капитан и вратарь, защита и нападение, - полный набор точных функций, определяющих место на поле. Есть мы и они, война иерархий, одна из которых приводит команду к победе. Спорт, разумеется, - зеркало жизни, и авторитарный социум, пронизанный идеологией субординации, "вертикали власти", находит в футболе массу идеологически-привлекательных черт.
Страна, где существует милитаристский культ армии, обречена сходить с ума по футболу. Ради общего успеха все должны стать единой "командой", каждый в социальном муравейнике должен знать свое место "в общей игре", а железная воля тренера и дисциплина - залог командной победы над противником.
Социум, мечтающий о "твёрдой руке", находит в футболе естественную отдушину. И чем скромнее успехи в быту и хуже экономика, тем ярче и "идеологичнее" спорт выступает в роли модели существования. "Все как один", "в едином порыве", - "объединяя усилия" ради "общей победы"... И любой, выпадающий из командной логики, автоматически становится врагом.
Победа может быть только общей - и только над противником. Гол в свои ворота - акт позора, а не рефлексии или оппозиционности. Так что не случайно спорт, футбол и патриотизм в России сливаются в страстном альянсе - до полной утраты границ. И вот уже трудно понять, где кончается командная психология и начинается стайная. Где рулит футбольная политика, а где - политика в футболе. Где кончается культ командного успеха и начинается восторг национального реванша.
Есть, конечно, и западные яркие фанаты, мало отличающиеся повадками от наших. Но не случайно именно в СССР футбол стал настоящей религией, поскольку сублимировал (так сказать) комплексы советского человека, его коллективистские, имперские и властные инстинкты. Подозреваю, что сегодня мы воспроизводим ту же матрицу. Из разряда спорта футбол перекочевал в нашем восприятии в область политики, став инструментом реваншизма и атрибутом "величия".
Существуют ли вообще болельщики "в чистом виде", для которых российский футбол остался бы вне политики? Не знаю, не берусь судить. Но когда я вижу футбольных фанатов (особенно вместе), возникает подозрение, что с футболом здесь что-то не так.. )
14 МАЯ 2018      ALEXANDR HOTZ
Ссылка:

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".