КВИР
С "кустом сирени в голой жопе"?
Интервью с Кириллом Калугиным, попросившим убежище в Германии, вызвало рекордное количество откликов читателей "Квира". Но вот мнение гей-активиста, который не собирается уезжать из России.
Условный ЛГБТ-активист может сейчас сколько угодно выходить на гей-парад с "кустом сирени в голой жопе", или под прикрытием бюрократии расхищать иностранные гранты, или готовить себе политическое убежище путем участия в сомнительных скандалах. Все это ему сойдет с рук.

В начале этого года впервые после массового бегства активистов из России, снова начались разговоры о кризисе в ЛГБТ-движении. Это свидетельствует о том, что у нас назрели новые серьезные проблемы, а отказ от борьбы и миграция правозащитников были лишь их симптомами.

Что же происходит?

Мы давно усвоили простую истину, что государство неизбежно стремится к диктатуре в отсутствии гражданского общества. Общества, члены которого осознают свою ответственность за страну, контролируют власть через систему публичной критики и выборов, которые сами активно участвуют в жизни страны путем вовлечения в работу различных общественных инициатив.

Однако в том же ключе многие не рассматривают общественные организации. А зря. Потому что они развиваются по точно такому же принципу. В отсутствии гражданского контроля общественные организации неизбежно деградируют, поскольку даже за грубейшие ошибки они не несут никакой ответственности. Не перед кем отвечать. И ЛГБТ-организации не является исключением.

В 2000-х годах проблема отсутствия ЛГБТ-сообщества как общественно-активной группы была причиной практически отсутствия ЛГБТ-движения в России и это было основной проблемой.

В 2010-х появилось множество ЛГБТ-организаций, однако их работа тут же начала "проседать" из-за все того же отсутствия граждански активных геев и лесбиянок, которые бы поддержали и проконтролировали их.

То есть условный ЛГБТ-активист может сейчас сколько угодно выходить на гей-парад с "кустом сирени в голой жопе", или под прикрытием бюрократии расхищать иностранные гранты, или готовить себе политическое убежище путем участия в сомнительных скандалах. Все это ему сойдет с рук. Потому что некому призвать его к ответственности. Коллеги по цеху предпочитают "не выносить сор из избы". А ЛГБТ-сообщество к этому инертно даже более чем к инициативам депутата Милонова. Максимум - пара матюгов за кружкой пива в баре.

При этом и "здоровые" ЛГБТ-инициативы не получают должной общественной поддержки.

В итоге ЛГБТ-активизм остается узким замкнутым клубом отдельных активистов, слабо связанных с окружающей действительностью, не подверженный конкуренции, а значит эволюции и развитию.

Разумеется, ЛГБТ-сообщество в этом параличе гражданской воли - яблоко от яблони российского общества в целом. Но тем не менее на данный момент это проблема № 1 для ЛГБТ-движения в России. Все остальные трудности или прямо порождены, или усилены ею.

Следующая большая проблема - негласный, непрозрачный принцип работы ЛГБТ-организаций.

Например, "Выход" и "ЛГБТ-сеть" имеют миллионные гранты финансирования. Однако финансовые отчеты они обещают опубликовать с 2009 года. Прошло более 5 лет, а до сих пор тишина. Причем тишина не только в плане отчетов, но и в плане деятельности этих организаций. Чем они занимаются не знают даже многие российские ЛГБТ-активисты. При этом пиар-менеджер в этих организациях - это оплачиваемая должность. Такое положение вещей не может не вызывать вопросов, и соответственно подозрения и недоверия со стороны рядовых геев и лесбиянок.

Однако эта общественная неудовлетворенность работой ЛГБТ-организаций практически не влияет на их деятельность. Потому что они никак от этого не зависят. Единственное чем они действительно озабочены - это отчеты перед зарубежными спонсорами, на гранты которых они реально существуют. И вот тут интересующиеся могут узнать о "тысячах посетителей" квир-фестиваля, о сети психологической помощи из сотни профессиональных психологов... Разумеется такая "яркая" (зачастую приукрашенная) отчетность на Запад и совершенно скудная информация внутри России переводят подозрения в нечистоплотности правозащитников в убежденность. Однако практическое следствие этого - лишь недовольное бубнение геев в барах, которое не способно привести ни к каким изменениям (см. проблемы № 1).

Отсутствие контроля со стороны ЛГБТ-сообщества приводят к незаинтересованности правозащитников решать его проблемы, соотносить свои методы и принципы работы с мнением сообщества. Например, Николай Алексеев и Елена Климова честно признаются, что их активизм только ради них самих. То есть конечный результат активизма с их точки зрения вовсе не обязательно должен нести пользу ЛГБТ-сообществу.

И вот тут, например, ярким цветом распускаются уже различные радикалы. Не только Pussy Riot своими малопонятными и некрасивыми для большинства перфомансами на годы подмочили репутацию российского феминизма и отвлекли общественную дискуссию от реальных проблем женщин. Сколько мата было сказано в тех же гей-клубах по поводу призывов прайд-активистов "Содом в каждый дом" и навешивания резиновых фаллосов на Дворец творчества юных. Однако мат, вопреки убежденности наших предков, злых духов не изгоняет. И в ближайшее время уменьшение бесцельных и бесплодных фрик-шоу на почве ЛГБТ-активизма не предвидится. Потому что недовольное сообщество инертно и не может ничего противопоставить этому (см. проблему № 1).

Проведение в рамках квир-фестиваля лекции мировой знаменитости Александра Барда в присутствии 15 волонтеров, 5 журналистов и чудом попавших туда 6 сторонних человек - все из той же оперы. Эти 6 человек там действительно элемент необязательный, даже несколько утомительный для организаторов. В них как представителях ЛГБТ-сообщества они прямо не заинтересованы. Потому что не несут никакую пользу, никакой реальной поддержки или же наоборот - рисков репутации. Туда же - тонны макулатуры различных брошюр в офисе "Выхода", которые так и не находят своих владельцев.

Отсутствие заинтересованности ЛГБТ-организаций в ЛГБТ-сообществе приводит к уменьшению реальной работы с ним, а соответственно еще более отдаляет созревание гражданской активности геев и лесбиянок. Круг замыкается.

Отдельно заслуживает внимание усилившиеся конфликты в самом ЛГБТ-движении. В 2006 году крупный скандал серьезно расколол ЛГБТ-движение и определил его развитие на десятилетие. Тогда во время подготовки изначально единого ЛГБТ-фестиваля произошел разлад сторонников чисто культурного мероприятия (в дальнейшем ЛГБТ-сеть) и сторонников публичной акции гей-прайда (во главе с Николаем Алексеевым). Все последующие ссоры происходили в этом ключе перепалок "радикалов" и "умеренных". Однако в последнее время зона конфликта расширилась чуть ли не до войны "всех со всеми". Так, например, "Выход" пытается срывать шествие 1 мая по Невскому проспекту распространением заведомо ложной информации. А ЛГБТ-сеть блокирует финансирование неугодных ей региональных организаций путем написания на них лживых кляуз в фонды-грантодатели, создает фейковые отделения, дублирующие местные организации. Единственным реальным арбитром в этих войнах может быть активное ЛГБТ-сообщество. Но его нет.

Сюда наслаиваются и прочие проблемы. Например, общий психопатический фон российского ЛГБТ-активизма. Эту ситуацию прекрасно описала Елена Климова - это результат и агрессии гомофобов, и непонимания близких и родных, самого ЛГБТ-сообщества и отдельных ЛГБТ-активистов. Под таким давлением даже самая устойчивая психика дает трещину. Не только Николай Алексеев публично срывается в телеэфирах, но и сама Елена Климова, и ваш покорный слуга периодически впадают в конкретный неадекват.

Всё это внутренние проблемы ЛГБТ-движения, о внешних мы сейчас умолчим. Преодолеть их будет трудно, мучительно и долго. Строго говоря, очень сомнительно, что геи и лесбиянки станут граждански активными раньше, чем все другие россияне. Быстрее и проще долететь до Берлина, чем годами идти к свободной России. Именно поэтому сейчас многие ЛГБТ-активисты испытывают разочарование.

Выход состоит в том, чтобы вы, дорогие читатели, сами активнее принимали участие в жизни ЛГБТ-движения. Хотя бы минимально - высказали бы свои сомнения не в баре, а открыто, например, на одной из дискуссионных площадок. Поддерживали бы нравящиеся вам инициативы материально, потому что грантовая поддержка - это зло. Морально - своим словом, или помощью. Например, благодарственным письмом, участием в различных акциях. Без вашего участия движение или умрет, или превратится в урода или инвалида.

Ваш вклад будет далеко не бесполезен. Кто бы мог подумать ещё 5 лет назад, что ЛГБТ-шествие в Петербурге возможно, и не где-нибудь, а на Невском проспекте? А это уже происходит 4 года. Что гей-прайд получит согласование? А это происходит уже 2 года. Что в Петербурге будет несколько общественных ЛГБТ-центров. Их уже два. Наша задача, чтобы те сотни людей, которые сейчас вовлечены в борьбу за равноправие, обернулись тысячами и десятками тысяч. Это реальность уже ближайших лет.
30 МАРТА 2015      ПЕТЯ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Ссылка:
Смотрите также
#ГЕЙ-ПАРАД, #ПРОПАГАНДА, #САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
69
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".