КВИР
Что мы теряем, когда ЛГБТ-книги становятся просто книгами
Интересная статья на Quartz про положение независимых ЛГБТ-книжных магазинов в США...
Исторически в конце 50-х, когда постановлением Верховного суда США журналы для геев попали под защиту конституционного положения о свободе слова и таким образом больше не могли подвергаться цензуре, и в конце 60-х, после Стоунволлского бунта, подпольная литература для геев и лесбиянок начала выходить на поверхность. Первый специализированный книжный открылся в 1969-м на Манхеттене, затем в Филадельфии, Вашингтоне, Сан-Франциско и постепенно по всей стране. Это были не просто книжные, это были пространства, куда геи и лесбиянки могли прийти, найти интересную литературу о своем опыте, почувствовать себя частью сообщества и завести новые знакомства, посколько в эру до интернета это было не так чтобы легко.

В конце восьмидесятых изменилось всё. Эпидемия СПИДа бушевала по стране, жизнь геев больше не могла оставаться негласным секретом, американские гетеросексуалы больше не могли закрывать глаза на что-то столь масштабное, происходившее буквально у них по соседству. Так гей-культура входила в мейнстрим, и корпорации этот процесс заметили. В девяностые началось масштабное освоение новой аудитории - преимущественно мужской среднего класса. Марки алкоголя, кредитные продукты, мебель из ИКЕИ, многое другое - и книги. Крупные издательства нанимали пиарщиков и менеджеров, чтобы продавать геям книги про геев в книжных для геев. В обычных книжных магазинах появлялись полки с ЛГБТ-литературой, Barnes & Noble среди флагманов.

В начале 21 века ситуация опять начала меняться. Специализированные ЛГБТ-книжные не выдерживают конкуренции с сетевыми книжными магазинами и онлайн-ретейлерами (привет, Амазон). Специализированные издательства закрываются. А гей-фикшен тем временем приходит в мейнстрим - после национального успеха сериала Will and Grace, книг и фильмов вроде "Часы" и "Горбатая гора" бизнес увидел, что большинство американских читателей - белые гетеросексуальные цисгендерные женщины (кажется, в России так же) - готово и желает читать книги о людях вне своей демографической страты. Это позволило коммерческим писателям (в том числе авторам янгадалта) включать в книги множество самых разных персонажей, тогда как раньше, если в книге присутствовал квир-персонаж, подразумевалось, что эта книга о нём.

Итак, гей-фикшен вошел в мейнстрим, а гей-книжные разделяют судьбу прочих независимых книжных и вынуждены трансформироваться в нечто большее, чем просто магазины, где можно купить книги - эту потребность крайне успешно удовлетворяет Амазон (о ежедневной жизни маленького книжного можно почитать крайне достоверный "Дневник книготорговца" Шона Байтелла). Так, магазины устраивают у себя арт-галереи и выставки, проводят мероприятия и встречи с писателями, продают толстые журналы и труднодоступные маленькие зины (привет, Pollen).

Несколько негативная сторона этого процесса (если он вообще сам по себе может считаться позитивным) - высокий порог вхождения для молодых людей собственно в книги. Книг пишется так много, они так размешаны в мейнстриме, что выделить нужную с нужным именно тебе сюжетом и чужим опытом становится трудно (а иногда издатели в компании по продвижению даже специально умалчивают о том, что книга о квир-персонажах, как случилось, например, с романом Себастьяна Барри Days Without End).

Книжные списки часто запаздывают, за всеми критиками и обзорами не уследишь, алгоритм Амазона для поиска ЛГБТ-книг не всегда справляется. И тут рекомендательная функция специализированных книжных как нельзя кстати: продавцы обычно в курсе всех важных новинок, знают литературный процесс и могут посоветовать именно ту книгу, которая вот прямо сейчас нужна для счастья и утешения.
14 СЕНТЯБРЯ 2021      ДМИТРИЙ ЛЯГИН
Ссылка:
Смотрите также
#КНИГА

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".