Ваше сообщение размещено
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на отзывы. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на отзывы. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо. Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Петроний, чтобы убедиться, что это не мода и что это было и раньше. Кузмин и Уайльд, чтобы увидеть, как именно это было раньше. Уотерс, чтобы осознать, что ты вплетен в историю, как и все остальные...
Список, не носящий в себе ни иерархии, ни рейтинга, ни оценки. Несовершенный, субъективный и сиюминутный, как разложенный по столу пасьянс. Всего лишь десять имен: пять классиков и пять современников, пять мужчин и пять женщин, связанных одной темой. Петроний Арбитр Древнеримский насмешник, автор "Сатирикона", трагикомического фарса, дошедшего до нас в отрывках, "неприличные" места которых долгое время прикрывали фиговые листочки купюр. Один из самых известных фрагментов романа, вставная "Новелла об уступчивом мальчике", сложно назвать откровенным. По нынешним демократичным меркам, конечно. В серебряном веке - да хоть и двадцать лет назад - общество от подобных непристойностей приходило в ужас. Но он пронизан такой тонкой иронией и старомодной поэтичностью, что невозможно не улыбнуться и не посочувствовать чудаковатым персонажам. "Сатирикон", который год из года ленятся читать филологи во время курса античной литературы, роман о совершенно других времени, пространстве и нравах, сквозь которые нет-нет, да и проступит современность. Оскар Уайльд Эстет, афорист (и аферист в каком-то смысле), ирландец, денди, символ Викторианской эпохи. И моралист, хотя временами хочется прицепить приставку "им-". Но не получается, потому как на ум сразу же приходит "Баллада Редингской тюрьмы" и ряд статей о тюремном быте, публикация которых привела к принятию британским парламентом "Акта о тюрьмах", смягчившего условия содержания заключенных. В его жизни было два значимых романа, объединенных одинаковой темой. Мистический "Портрет Дориана Грея" об эгоистичном бисексуальном красавце, который привел Уайльда к славе. И драматичный роман с Бози - данное матерью прозвище пристало к Альфреду Дугласу на всю жизнь, - который привел Уайльда сначала в тюрьму, а потом свел в могилу. И на самом ее краю, лежа больным в дешевой гостинице, он, оставивший объемное литературное наследие и огромную тучу афоризмов, сказал: "Или я, или эти мерзкие обои в цветочек". После этого замолчал. Навсегда. * * * Возможно, есть еще третий роман, самый болезненный, самый непристойный, самый загадочный - "Телени". Он, конечно же, не только и столько о физической стороне любви (хотя в этом смысле очень убедительный), но и о платонической составляющей тоже. Хотя, кажется, к черту чувства, когда такие пикантные подробности, после которых хочется то ли краснеть, то ли читать дальше. Но тайну своей причастности (или непричастности - презумпция невиновности пока что в силе) Уайльд унес с собой. * * * Марина Цветаева Это было давно-давно, на консультации перед выпускным сочинением. В распахнутые окна залетал тополиный пух. Учительница пространно комментировала пакет тем. Рассказывала про мотивы цветаевской лирики. И вдруг: "Вы, конечно, знаете, что Цветаева исповедовала в своей жизни разную ориентацию". Класс сразу зашептался, зашуршал, зашелестел - оживился. А я сидел и думал: надо же, какое слово - исповедовала. Хорошо, что не пропагандировала. Спустя несколько дней звонок от подруги. "Слушай, а ты знал: "Мне нравится, что вы больны не мной..." - это текст Марины Цветаевой?" - "Да, говорю, знал". - "А что он посвящен женщине, которую она любила?" - "Вы что, сговорились все", - смеюсь я в трубку и пересказываю недавний случай на уроке. Теперь-то я, конечно, знаю, что это стихотворение посвящено никакой не женщине, а мужу сестры. Знаю, что был и брак с Сергеем Эфроном, и три ребенка, и смерть трехлетней дочери от голода, и бедность, и самоубийство. Знаю, что текстов о женщинах и для женщин у Цветаевой много. Знаю, что другая - "стыдная" - сторона ее жизни - это повесть о Сонечке. И даже не об одной - о двух: Парнок и Голлидэй. Повесть-жизнь - экспрессивная, глубокая и трагичная, как вся ее поэзия и проза. А может, и не Сонечки были действующими лицами этой жизни, перешедшей в текст, а любовь, которая "и действовала - лицами". * * * Михаил Кузмин "Крылья" - первый и, по-видимому, единственный классический текст об однополой мужской любви в русской литературе - принадлежит его перу. Текст одновременно жесткий и лиричный, скандальный и замкнутый на себя, привносящий в литературу новую тему и тем не менее говорящий о простых вещах. А еще были "Александрийские песни", написанные до звонкости пронзительно и ясно. Были "Занавешенные картинки", пугающие своей откровенностью и преступающие черту. Была проза, по которой легко отслеживались любовники Кузмина. Были дневники разных лет, считающиеся путеводителем не только в русскую словесность, но и в русскую жизнь того времени. В том числе и с припиской "гей-". Резкий, не боящийся публичности, несколько манерный в своей лирике, не всеми любимый, Кузмин был одним из тех, кто делал серебряный век - серебряным. Яркая, сложная, противоречивая судьба оборвалась не вопросительным знаком эмиграции, не восклицательным - самоубийства, не тревожным многоточием убийства, а спокойной точкой почти собственной смерти, которую в тех условиях (в 1934 году введено уголовное наказание за мужеложство) только и остается назвать... чудом. * * * Джеймс Болдуин Самый современный из пятерки классиков, Болдуин и самый нетрагичный из них. Хотя изгой вдвойне: негр и гей. Он был изнурен расисткой и гомофобной довоенной Америкой, из которой в конце сороковых вырывается в более раскованную Францию. Там-то у него начинается невероятный творческий подъем. Его проза, балансирующая на грани автобиографичности, невероятно плотная, визуальная, похожая на набросанное чувственными, вибрирующими, мягкими мазками акриловое полотно. И если "Другая страна", которая борется не только с гомофобией, но и расизмом, которая объясняет, что это все явления одного - ксенофобного - порядка, в каком-то смысле социальный манифест, то "Комната Джованни" больше напоминает исповедь или занятие с психотерапевтом. Романист вообще не боится работать с комплексами общества через отдельного человека, и комплексами отдельного человека через общество, и вообще с комплексами - общества ли, отдельного ли человека. Работать тонко, точно и точечно. А результат всегда можно попытаться наложить на себя и посмотреть, что же из этого выйдет. * * * Энни Пру Если Эдна Энни Пру и не войдет в историю мировой литературы, то уж наверняка войдет в историю кинематографа: один из самых популярных тематических фильмов - "Горбатая гора" - снят по одноименной новелле. Ее новелле. Написанной женщиной мужской новелле. Текст сшит из плохих манер, грубых диалогов и безыскусного секса необразованных ковбоев. И в то же время - из невероятно поэтичных пейзажных описаний, которые Пру ловко нагружает психологическими смыслами. И хотя фабула минималистично проста, а идея - to love and to be loved - не нова, угаданный писательницей фермерский, мужской, даже мужицкий колорит добавляет в повествование струю свежего стылого воздуха. Пру касается физиологии, скорее отдавая дань моде (или создавая ее, эту самую моду), нежели из необходимости. Интересно же ей другое - рефлексия. Постоянный внутренний диалог, который один из героев ведет сам с собой и со своими воспоминаниями. Она постоянно спрашивает: каково это - любить и не хотеть себе в этом признаться? Любить и знать, что все могло быть совсем по-другому? Любить и не иметь возможности прикоснуться? Любить и помнить, помнить, помнить? В этой истории много льда, тающего мартовского снега, банок с холодной фасолью, лая койотов, пронизывающего ветра, дыма от костра... и жарких прикосновений на Горбатой горе. * * * Сара Уотерс Сара Уотерс - лесбиянка из Уэльса, защитившая докторскую диссертацию по ЛГБТ-беллетристике. Слава на нее обрушилась после публикации атмосферного романа "Бархатные коготки" о Викторианской эпохе. В ее прозе привлекает именно это - атмосферность. Внимание к деталям, уютный вещизм, тонкое чувство эпохи. А еще Уотерс с мягкой, кошачьей, бархатной настойчивостью показывает, что мы - хотя и такие разные - живем вместе, работаем сообща и делаем не совсем понятное, но очевидно общее дело. Ее романы лишены бритвенноострой социальности. Они вообще лишены социальности, если проза, затрагивающая такую тему, может быть несоциальной в принципе. Наверное, потому что они не о геях и лесбиянках. Они о людях. * * * Майкл Каннингем Он пишет об одиночестве, отчаянности и запутанности, не скатываясь ни в пафосную трагедию, ни в сахарную мелодраму. Его книги тщательно выстроены и сложносочиненны в смысле композиции. Здесь скорее уместно слово монтаж, потому что его тексты именно смонтированы. Но это не кинороманы ни в коем случае. Каннингем предельно литературен, вербален и текстоцентричен. И все-таки просится на экран: два романа из пяти (или шести, если считать нелюбимый сами автором и нулевой "Golden States") были экранизированы, причем сценарий для "Дома на краю света" он написал сам. Подход Каннингема - это подход социолога, рассматривающего общество по срезу отдельной... не пары даже, а общности. И интересны ему нетрадиционные - в самом широком смысле - семьи. Его проза - это тексты с едва уловимым привкусом психологизма Льва Толстого, которого, как признавался сам Майкл, он очень любит. А еще Каннингем пишет так, что оторваться нет никакой возможности. * * * Фэнни Флэгг Ее книги, прежде всего знаменитые "Жаренные зеленые помидоры в кафе "Полустанок", - это сказки. В них зло (которое обычно надчеловечно - Великая депрессия, болезнь или жуткая неуверенность в себе) всегда проигрывает добру (которое всегда - люди). После них - тепло в кончиках пальцев и влажные глаза. У Флэгг выходят романы тревожные, но все-таки добрые, наивные, но все-таки мудрые, ироничные, но все-таки серьезные. И ее истории хочется перечитывать во время осенней меланхолии, зимней хандры или весеннего авитаминоза. Написанные ароматным, сочным, вкусным языком, тексты Флэгг вызывают ощущение щемящей, светлой грусти и обычного семейного счастья, пахнущего теплым хлебом, горячим кофе и жареными зелеными помидорами. * * * Лена Элтанг Не успел в далеком 2006 году выйти "Побег куманики", как тут же загремел в несколько полярно ориентированных списков: и тут тебе шорт-лист модернистской премии Андрея Белого, и шорт-лист Нацбеста, и лонг-лист "Большой книги". Не успел выйти и вызвал огромное количество споров: от банальных гомофобных до изысканных литературоведческих. Не успел выйти, как нашел множество поклонников и множество ненавистников, что всегда свидетельствует о таланте. Сюжетно роман несложен, но многослоен: там есть и модный криптодетектив, и невротичная романтическая линия, и занятия в "школе для дураков". Но главный фокус не в многослойности, а в многословности. Игра слов, языка, стиля - вот что главное, а вовсе не событийная канва, вынь которую - и мало что изменится. А если же деформировать стиль - рухнет все. Убористое письмо, скрывающееся в крик, письмо психически нездорового литовского гея, которому нравятся разные люди и которому не всегда сразу понятно, кто это: мальчики или девочки, письмо, лишенное точек и заглавных букв, прорастает сквозь текст виноградной лозой, змеистым вьюном, побегом куманики. Или побегом от себя? * * * Coda Петроний, чтобы убедиться, что это не мода и что это было и раньше. Кузмин и Уайльд, чтобы увидеть, как именно это было раньше. Уотерс, чтобы осознать, что ты вплетен в историю, как и все остальные. Цветаева, чтобы понять, каким может быть чувство. Элтанг, чтобы научиться проживать и переживать это чувство красиво. Болдуин и Пру, чтобы спроецировать подобное чувство на мужчину. Каннингем, чтобы добавить в чувство быта и возраста. И Флэгг, чтобы запомнить накрепко: ты можешь быть счастливым, даже если ты другой. Фото Екатерина Захарова
22 ОКТЯБРЯ 2014
|
ЖЕНЯ ШЕНЬ
Ссылка:
Смотрите также
#ГОРБАТАЯ ГОРА, #ЛИТЕРАТУРА, #МАРИНА ЦВЕТАЕВА, #МИХАИЛ КУЗМИН, #ОСКАР УАЙЛЬД, #ОТНОШЕНИЯ, #ПРОЗА
Рассел Тови представляет мир британского поэта и художника Дэвида Робиллиарда
3 декабря 2023
Писатель Микита Франко ушел с "Фикбука" из-за хейта "мимокрокодилов"
9 ноября 2023
На 400 % выросло в США число книг, запрещенных в школьных библиотеках
28 сентября 2023
Писатель Микита Франко: "...Вернувшись в Казахстан, я стал сильнее чувствовать себя"
24 сентября 2023
Минюст РФ внес писательницу Линор Горалик* в реестр иностранных агентов
21 августа 2023
Битва за права ЛГБТ в Вайоминге: директора библиотеки уволили после 27 лет работы
20 августа 2023
Супергорячие моменты "Горбатой горы": Лукас Хеджес и Майк Файст в спальне на сцене
25 июля 2023
Первое фото Лукаса Хеджеса и Майка Файста в "Горбатой горе"
17 мая 2023
Лукас Хеджес и Майк Файст сыграют в сценической версии "Горбатой горы"
21 марта 2023
|
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
|
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
* КВИР (queer) в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный". |