КВИР
Изобретатель гомосексуализма
На русском языке вышла книга о шпионе из "Кембриджской пятерки" Гае Бёрджессе, который сбежал в СССР в 1951 году. Но знаменит он был не только этим...
"Гай Бёрджесс обладал достоинством, которое надо было видеть, чтобы поверить. Это было секретное оружие его очарования. Любой обладатель такого достояния был обречен на успех," - вспоминал его любовник Стюарт Престон. Другой "очевидец" Брайн Ховард как-то признался: "Его достоинство имеет гигантские размеры. Настоящая громадина!"
Однако это не главная заслуга английского парня по имени Гай. Его главный вклад - членство в знаменитой "Кембриджской пятерке" - шпионской сети советских агентов в Великобритании, регулярно поставляющих секреты Кремлю. Ким Филби, Дональд Маклин, Гай Бёрджесс, Энтони Блант и Джон Кернкросс - участники самой сильной разведывательной группы, работающей на СССР.
Среди них самой одиозной фигурой, несомненно, был Гай Бёрджесс. "Он спал со всем, что двигалось, и нередко говорил, что ему подойдет любой в возрасте от семнадцати до семидесяти пяти. Гай не был приверженцем какого-то одного типа. Его партнер должен обладать привлекательностью и быть из рабочего класса. Если кто-то изобрел гомосексуализм, это был именно Гай Берджесс" - утверждал его приятель Джон Хамфри.
"Гай вел очень активную, чрезвычайно неразборчивую и, пожалуй, даже грязную сексуальную жизнь. Он был груб и даже жесток с любовниками, но его сексуальное поведение имело и привлекательные аспекты, - вспоминает близкий друг Горонви Рис. - Гай был в высшей степени притягателен для представителей своего пола и не имел запретов, характерных для молодых людей его возраста, образования и социального положения. В этом он отличался от своих кембриджских друзей, которые почти все были гомосексуалы, но намного более застенчивые, чем Гай, не верящие в свои силы, и потому менее успешные в сексуальных авантюрах. Раз или два он переспал со всеми своими друзьями, а также со всеми, кто этого хотел и не был физически отталкивающим. Сделав это, он освободил многих из них от комплексов и ограничений".
Бёрджесс был очень привлекательным, умным и коммуникабельным человеком, излучающим секс. Он обладал всеми качествами, которые не годятся для шпионской деятельности. Слишком яркий и запоминающийся. Мимо такого не пройдешь! К тому же он был очень неряшливым. Мог ходить в заляпанной супом рубашке или мятых брюках, вызывая брезгливость у коллег.
Как такой парадоксальный человек стал агентом советской разведки, можно узнать из книги "Англичанин Сталина", недавно вышедшей на русском языке в издательстве "Центрполиграф". Автор Эндрю Лоуни двадцать лет собирал материал, встречаясь с очевидцами, врагами и друзьями Гая Бёрджисса. Его труд вышел в Великобритании в 2015 году и только сейчас добрался до России. И это отнюдь не случайно, поскольку в мае 1951 года Гай Бёрджесс и Дональд Маклин покинули остров Елизаветы II.
Высокопоставленные сотрудники английского МИДа словно растворились в воздухе, устроив мировой переполох. Куда делись дипломаты? Что с ними случилось? Побег? Убийство? Иностранные газеты даже учредили денежное вознаграждение за любую информацию о пропавших, но все было тщетно. Они как в воду канули.
Да, Маклина и Бёрджесса подозревали в работе на СССР, но доказательств пока еще не было. Досье на Маклина появится позже. На Бёрджесса прямых улик не найдут. Лишь в феврале 1956 года в гостинице "Националь" беглые дипломаты явятся взору нескольким иностранным корреспондентам и расскажут о своей искренней приверженности идеям коммунизма. Им, конечно, не поверят, да и к 1956 году их бегство за Железный занавес уже перестанет быть секретом.
Гай - верхний ряд, третий справа (стоит)
В своей книге Эндрю Лоуни (в переводе Л.Игоревского) рассказывает об удивительной и противоречивой истории Гая Бёрджесса, и даже приводит цитаты его советских кураторов, много лет наблюдавших за ним.
"Бёрджесс находил любовников среди представителей всех социальных категорий. Он явно предпочитал водителей грузовиков и других рабочих. В любви он предпочитал пассивную роль. Ему нравилось, чтобы его трахали, как женщину".
В 1956 году КГБ выделило Бёрджиссу новое жилье на улице Большая Пироговская, 53/55, квартира 68. Ее окна выходили на зубчатые стены Новодевичьего монастыря, где Гай любил гулять в свободное время. В своей квартире он восстановил интерьеры, в которых жил в Кембридже и Лондоне. "Очень важно, живя в Москве, чтобы глаза имели возможность отдохнуть и их не оскорбляла окружающая обстановка, - писал он приятелю Дрибергу, организовавшему доставку мебели из Лондона. - Шторы особенно удачны, как и лампы. Как ты знаешь, лучшие из советских абажуров, которые можно здесь достать, вероятно попали сюда прямо из будуара Лили Лэнгтри. Они утомительны для глаз и отвратительны на вид".
Бёрджесс устроился работать в издательство "Иностранной литературы", рекомендуя тех или иных писателей для перевода. И конечно, первым, кого он порекомендовал, был "собрат по либидо" - английский романист Эдвард Морган Форстер. Советское издательство не сразу услышит Бёрджесса. Сборник избранных произведений Форстера напечатают лишь в 1977 году, когда Бёрджесса уже не будет в живых.
Несмотря на то, что в то время в СССР еще действовала статья за мужеложство, Бёрджесс вел себя точно так же, как и в Лондоне. Он периодически подбирал мужчин на улице, посещал знаменитый туалет в "Метрополе", а также имел постоянного любовника Анатолия Борисовича Чишекова, которому завещал немного денег. Наблюдатели из КГБ научились ничего не замечать, позволяя Гаю быть собой и встречаться с теми, с кем он хотел.
Бёрджесс принимал дома гостей, в том числе иностранных артистов, гастролирующих в Москве, представителей ведущих английских газет. Однажды к нему приехала его престарелая мать, с которой они отправились в один из Сочинских санаториев. В следующий раз они увидятся 5 октября 1963 года в сгущающихся сумерках кладбища в деревне Уэст-Меон, куда привезут урну с прахом Гая Бёрджесса. Его перезахоронят на родине, исполнив последнюю волю шпиона.
Сталинский джентльмен уйдет в мир иной в Боткинской больнице 30 августа 1963 года от острой печеночной недостаточности. Ему будет всего 52 года. На Донском кладбище в Москве с речами выступят представители издательства, в котором он работал, и Дональд Маклин, которому Гай помог спрятаться в СССР от неминуемого разоблачения. Дональд назовет его "талантливым и смелым человеком, который посвятил свою жизнь тому, чтобы сделать мир лучше". Вряд ли Маклин имел в виду гомосексуальность Гая. Пожалуй, только честная и открытая любовь могут сделать мир лучше, но никак не предательство.
17 АПРЕЛЯ 2017      ДЕНИС ЗАХАРОВ
Ссылка:
Смотрите также
#ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, #ПАССИВ, #ПЕНИС, #ШПИОН

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".