КВИР
Стивен Фрай: Я всем сердцем сопереживаю...
Удивительно! Первый раз в Санкт-Петербург Стивен Фрай приезжал на съемки документального фильма о Вагнере. Через три года Фрай снова приезжает в Санкт-Петербург, чтобы снять уже документальный фильм о дискриминации геев.


Фильм будет показан на BBC. И Фрай, которого в Великобритании считают национальным достоянием, расскажет в нем о проблемах, которые возникают у гомосексуалов в разных странах - Индии, Китае, России.

После своего первого визита Стивен Фрай дал интервью журналу "Квир", которое по-прежнему звучит актуально.

Мистер Фрай, мы знаем, что вы недавно впервые в жизни посетили Россию в рамках съемок документального фильма о Вагнере. Не могли бы вы поделиться с нашими читателями некоторыми впечатлениями от поездки? Что по-настоящему удивило вас в Петербурге - приятно или, возможно, неприятно? Привезли ли вы с собой какие-нибудь сувениры? И можете ли вы сказать, что после этой поездки лучше понимаете Россию и русских?
Я потрясающе провел время в Санкт-Петербурге. Российские поклонники устроили мне просто невероятно теплую встречу и к тому же завалили подарками. Очень жаль, что не получилось остаться в этом городе подольше. Я успел побывать, конечно же, в Эрмитаже, в Мариинском театре, а также прошелся по улицам, которыми ходил Раскольников в "Преступлении и наказании". Я был счастлив их увидеть, но не могу сказать, что теперь гораздо лучше понимаю Россию и русских. Правда, с уверенностью могу утверждать, что люди, которых я встретил в Петербурге, поразили меня добротой и дружелюбием.

Вы знаменитый ценитель музыки Вагнера, так что, полагаю, вас не так-то просто впечатлить ее исполнением. Понравились ли вам постановки Гергиева - стоили ли они того, чтобы приехать в Петербург? И чьи версии вагнеровских опер впечатлили вас больше всего в процессе съемок фильма?
Мне очень нравится подход Гергиева - теплый, энергичный, эмоционально насыщенный. Безусловно, это стоило того, чтобы приехать. Вообще, говоря о Вагнере, необходимо разделять саму постановку (декорации, костюмы, заложенные идеи) и исполнение - то есть оркестр и пение. Не все постановки, которые мне довелось увидеть, показались мне достаточно осмысленными, но музыканты и певцы везде были на высшем уровне.

Возможно, вы знаете, что российское телевидение делало репортаж о вашем посещении Мариинского театра, и я заметила, что вы ходили по театру с подсолнухом в руках. Это была дань памяти великому Оскару Уайльду или этот жест нес в себе какой-то другой смысл?
Это был подарок от поклонника! Видимо, именно в память об Оскаре.

Продолжая разговор о великих людях: если бы вам представилась возможность провести день с какой-нибудь знаменитостью из прошлого (известным писателем, художником, композитором, политиком и т.д.), кого бы вы выбрали и почему?
Ну, вряд ли я нашел бы компаньона более интересного, чем Оскар. Помимо возможности расспросить его, мне бы очень хотелось сказать ему о том, что его тюремное заключение, унижение и медленное, печальное, болезненное угасание - все это было не впустую. Я был бы рад рассказать ему, каким обожанием в наше время окружено его имя, а также о том, что сейчас во многих странах однополая любовь считается нормальной. Хотя осталось, конечно, еще немало мест, где все еще продолжается борьба за равные права.

История Стива и Майкла из вашего романа "Как творить историю", на мой взгляд, одна из самых романтичных и трогательных историй однополой любви, когда-либо описанных в мировой литературе. Но если говорить о реальной жизни, можете ли вы назвать самую романтичную гей-пару в истории?
О, какой интересный вопрос! У жизни есть отвратительное свойство сводить романтику на нет. Я знаю пары, которые вместе уже тридцать, сорок лет, и, полагаю, это тоже своего рода романтика. Еще я читал об одной паре, в которой один из возлюбленных погиб во время Второй мировой войны, что тоже можно считать в определенном смысле романтичным - если видеть романтику в истории Джеймса Дина, например.

И последний вопрос. Как вы, возможно, знаете, современная Россия - страна, пораженная гомофобией, и не сильно в этом отличается от Америки из параллельной реальности, которую вы описали в своей книге "Как творить историю". Гомосексуальные отношения в нашей стране не наказываются по закону, но в обществе очень многие относятся к ним с презрением и даже ненавистью. Могли бы вы дать какой-нибудь совет юным российским геям, только-только вступающим во взрослую жизнь?
Я всем сердцем сопереживаю людям, которые живут в обществе, где существуют экстремистские формы гомофобии. Им гораздо сложнее публично признаться в своей ориентации и жить с любимым человеком; опаснее искать партнеров. А самое ужасное - это когда гомофобия объединяется с религией и национализмом. Религия подстегивает ненависть, а ужасно глупый и агрессивный национализм делает остальное. А ведь казалось бы - кому какое может быть дело?

Я восхищаюсь вами и теми, кто вас читает, и теми, кто осмеливается открыто быть собой. Мы не можем выбирать свою натуру, как говорил Уайльд, но мы можем принять ее и гордиться ею. Полагаю, единственный совет, который я могу дать, - это сказать, что дорога будет долгой. Равенство и приятие невозможно завоевать за одну ночь. Медленное, капля по капле, влияние поп-культуры - литературы, фильмов, телепередач, а в наши дни, конечно же, и интернет-контента, - со временем может изменить общественное мнение. Я думаю, очень важно, чтобы публичные фигуры - талантливые российские знаменитости - не боялись открыто признавать свою ориентацию. Это могут быть звезды спорта, кино, музыки, науки - чего угодно, - но именно такие люди станут новыми героями революции.

Фото Елена Шалаева, Ольга Майорова
13 МАРТА 2013      ВИКТОРИЯ ДЕГТЯРЕВА
Ссылка:

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".