КВИР
"Наследие" Мэттью Лопеза
Когда в 2018 пьеса The Inheritance впервые вышла на West End в Лондоне, театральные критики как с ума посходили.
The Telegraph называет её "пожалуй, самой важной американской пьесой современности". Evening Standard провозглашает её "главной пьесой этого года, прошлого года, да и следующего года тоже". The Guardian не понравился только "исключительно мужской состав" и откровенное изображение гей-секса (но мы это спишем на гетеросексизм).

В 2019-м The Inheritance забрала целых четыре премии Лоуренса Оливье - самой престижной британской театральной награды: за лучшую пьесу, лучшему режиссеру (Стивен Долдри), лучшему актеру (Кайл Соллер в роли Эрика), за лучшую постановку света.

Структурно пьеса Мэттью Лопеза - это двухчастная постановка, где на протяжении семи часов четырнадцать актеров изображают на сцене тридцать три персонажа. Главный вопрос, заложенный в самом корне пьесы: что значит быть геем в 21 веке (а точнее даже сейчас, в 2010-х)? Что такое гей-культура? Каким образом она связывает поколения, как передаётся? Нужна ли она вообще современному гею, чтобы быть цельной личностью? Эти вопросы Лопез крайне умело сплетает с каркасом романа "Говардс Энд" Эдварда Моргана Форстера. Морган сам становится героем пьесы, у которого группа молодых людей (в прологе пьесы обобщенно названные "Парни") ищет вдохновения рассказать свою историю.
Морган и Парни
Так безымянные парни обрастают плотью. Парень 9 и Парень 10 становятся Эриком Глассом и Тоби Дарлингом - парой тридцатилетних мужчин среднего класса, которые сейчас переживают не лучший период своих отношений. Парень 1 превращается в Адама, молоденького твинка и талантливого актера, так не вовремя встрявшего в их отношения.

Итак, первый, очевидный, "сюжетный" слой пьесы, доступный любому зрителю, - это история неудачных отношений Эрика и Тоби. Эрик работает в НКО и все силы отдает борьбе за права угнетенных и ЛГБТ. Тоби - небесталанный писатель, чей единственный роман так полюбился молодым читателям, что с подачи Адама - случайно встреченного парнишки-актёра - он перерабатывает его в успешную пьесу. Пара живёт на Манхэттене в квартире, доставшейся Тоби от бабушки, общается с друзьями и решает, что делать с подугасшей за девять лет страстью.

Но сюжет пьесы Лопеза, её второй слой - это и творчески, с огромной любовью и тщательно переосмысленный, перенесенный в современность роман Форстера "Говардс Энд" - переплетённые истории трёх семей: консервативные и богатые Уилкоксы, прогрессивные Шлегели и трагично несчастливые Басты. Конечно, для зрителя, знакомого с классикой, некоторые сюжетные повороты пьесы не станут неожиданностью, но зато радость узнавания романных героев подобна встрече со старыми и дорогими друзьями. Меня, например, ужасно растрогала отсылка к первой фразе романа "One may as well begin with Helen’s letters to her sister" - One may as well begin with Toby’s voicemails to his boyfriend.

Третий слой пьесы труднее всего. Это рассказ о том, что мы - сообщество современных геев - перенимаем у предыдущих поколений геев, как мы осмысливаем этот опыт и как мы формируем себя и строим своё будущее с учётом этого опыта, когда мы оглядываемся на трагедии прошлого, на целое поколение мужчин, потерянное в эпидемии СПИДа - на не случившихся любовников, друзей, учителей. Как мы учимся хранить и ценить память своего сообщества, уважать друг друга и укреплять социальные связи, и как не хватает нашему сообществу нравственных учителей. Морган, сам прекрасно осознавая, что не может стать таким учителем, говорит:

  • "Столь многие из нас никогда не видели здорового примера, что значит быть гомосексуалом. Никто никогда не учил нас, как быть самими собой, как любить, как принимать любовь. Мы не могли почерпнуть этого знания из наших культур, а потому нам приходилось искать его друг у друга. В глубокой тайне, со страхом. Но порою и с радостью. Наше обучение шло в парках, общественных туалетах, на этих самых дюнах Файр-Айленда. Или в парке Хампстед-Хит, который летними ночами был оживлённее, чем Оксфорд-стрит. Всё это было рискованно, недозволенно, скрытно, восхитительно. А между тем мы ранили друг друга, порой мы причиняли друг другу сильнейшую боль..."


Конечно, я не видел постановки. Я читал пьесу на бумаге (признаюсь, от текста не оторваться, это крайне увлекательный, эмоциональный, практически настоящий законченный роман на трёхстах страницах), и даже в таком виде это произведение, этот текст колоссального эмоционального воздействия, сопоставимого с "Маленькой жизнью" Ханьи Янагихары (простите мне это банальное сравнение). Читатель\зритель будто присутствует при глубочайшем духовном действе, поднимающем нас на какой-то другой уровень "здесь и сейчас". Обобщающий опыт гей-сообщества в форме семичасового таинства. Разорванное в клочья сердце и мокрые платочки прилагаются.

Нельзя не упомянуть об очевидных параллелях между The Inheritance и Angels in America. Однако, помимо формального сходства: длительность, двухчастная композиция, актёры, занятые более чем в одной роли, обе американские пьесы с премьерами в Лондоне - между пьесами не так и много общего, они говорят совершенно разное. "Ангелы" поистине эпичные - и размахом идеи, и постановкой. Книги, охваченные пламенем, семья механических мормонов, Небеса, разверзшаяся крыша, откуда в спальню спускается ангел. The Inheritance, напротив, минималистична в технических средствах, её можно разыграть хоть в собственной гостиной, что вполне отражает глобальный месседж обеих пьес. "Ангелы" - макро-пьеса, "Наследие" же более сосредоточенно и играет на микро-уровне: отношения, разговоры, взгляды, вздохи, секс, любовь, измена - все чувства, испытываемые небольшой группой мужчин. Когда к самому концу второй части наконец появляется женщина, это действует немного шокирующе - настолько поглощает и обволакивает этот тесный мир лопезовских героев, что забываешь о существовании мира внешнего.
16 ИЮЛЯ 2019      ДМИТРИЙ ЛЯГИН
Ссылка:
Смотрите также
#КНИГА

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Плавки и аксессуары
Плавки-брифы "Super Low Cut Briefs - Yellow" / Modus Vivendi / Желтый
Мужские плавки от бренда Modus Vivendi. Сшиты из плотного, но легкого полиамида. Современный материал быстро сохнет. Благодаря этому вы будете чувствовать себя комфортнее на пляже или у бассейна. Эластан в составе обеспечивает превосходное облегание и увеличивает износостойкость. Узкая вшитая поясная резинка поможет сделать посадку максимально комфортной, а также обеспечит надежную фиксацию на теле. Модель идеально подходит мужчинам, которые хотят выглядеть стильно и привлекательно.
5412 СЂСѓР±.
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".