КВИР
Два Гоголя, или Неизбежность поражения
Не секрет, что общество, эпоха, семья - да, что угодно - давят на человека, подавляют его индивидуальность. Жертвами этого становятся и великие. Чаще всего это вопрос сексуальной ориентации или политического испуга.

Одна из главных ошибок, которые можно сделать, когда читаешь сочинения литераторов или изучаешь историческое явление - вырвать его из контекста. Из контекста в самом широком смысле: от личной биографии - до исторического, общественно-культурного, да хотя бы и космического окружения.
Как часто мы слышим броские строчки-цитаты из всевозможных "пушкиных" - причем эти обрывочные фразы красят их, несчастных авторов, во взаимоисключающие политические, эстетические и этические тона. А между тем не надо быть Эйнштейном, чтобы понять, что в разные этапы своего развития в контексте различных своих сочинений, а иногда и под действием сил извне (Ахматова, к примеру, написала оду Сталину - потом от стыда склеивала страницы в сборниках) эти авторы жили разными страстями и творческими поисками.

Над замшелым конференц-залом музея-панорамы "Бородинская битва" висит покосившийся лозунг: ""Гордиться памятью своих предков не только можно, но и должно". - А.С. Пушкин". Ежегодно там проходят "научные" конференции по истории. Этой сентенцией нам прозрачно намекают, что гений призывал любить родину (т.е. гоголевских чиновников, ГУЛАГ, Бенкендорфа, высылку Ростроповича с Вишневской, опричнину, расправу Московского княжества с Новгородской республикой, коммуналки Зощенко, победу Швондеров над Преображенскими и сказочный местный климат). Хотя мне не понятно, почему сразу надо думать о квасном патриотизме? Тут ведь не уточнено, каких предков - африканских, библейских, дарвиновских (Пушкин Дарвина не читал, но по сути же высказался, кроме того, как гений, наверняка смотрел далеко вперед). Так вот, на эту цитату (хотя, зная наших умельцев, я бы ее проверил), я могу найти у того же "гения" и иные идеи: "догадал меня господь родиться в России душой и талантом"; "о глупый русский наш народ", "святая Русь мне стала невтерпеж" и т.д. Стоит заметить, что другой заштатный цитируемый классик вообще изрек: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя". На одно юношеское "Бородино" Лермонтова есть сто раз по "прощай, немытая Россия - страна рабов...". Примеров - масса!

И вот недавно мне как-то случайно попались на глаза агит-брошюры из серии "Православная библиотека". Там посреди успешного нахождения полного тождества между мифами Ветхого завета и легендами из учебников биологии и физики для пятого класса есть раздел и про страстно верующих "гениев". Понятное дело, что Гоголь, впавший в последние годы своей жизни в мракобесие и умерший от истощения из-за неуемного поста, там имеет свое место и свои цитаты (из сочинений периода того же мракобесия). Я не буду рассказывать об этой поре в жизни писателя - уверен, что читатель знает о ней немало, но упомяну лишь несколько фактов. В те самые последние годы жизни Николай Васильевич решил, что он должен взять на себя миссию главного проповедника и наставника грешного общества. Во всех письмах он цитировал Писание изумленным друзьям, знавшим его прежний острый ум и просвещенность, он высокомерно советовал молиться на коленях, стыдиться практически всех своих поступков и желаний и читать утром, в обед и на ночь Заветы. Все свои записки он начинал и заканчивал рефреном "с Божьей помощью". Надо сказать, что были несколько месяцев, когда Гоголь писал знакомым дословно следующие: "с Божьей помощью, справился вчера с запором". Конечно, это можно было бы сравнить с пушкинским перлом (из письма Вяземскому) "вчера с божьей помощью ... Керн", но Гоголь не шутил. Далее. Всегда презирая темную поповщину, Николай Васильевич стал посылать все свои сочинения на "рецензию" к священникам. В конце концов, он стал признаваться, что его посещают призраки.

Мы могли бы углубиться в изучение этого Гоголя, но я хочу утверждать, что это уже не Гоголь. Мы должны четко для себя разделять: в жизни художника есть тот период, когда он раскрывается как единственное и неповторимое явление, имеющее свой художественный и исторический смысл, и совершенно иной период, когда среднечеловеческое, физиологическое в нем побеждает. К сожалению, это не всегда болезнь Альцгеймера - ее можно диагностировать, и все ею объяснить. Человек еще способен выглядеть и здоровым, производить какую-то внешне разумную деятельность (и долгие годы!), но это уже не Он. Хотя, безусловно, рукописи долгое время не горят: его прежние работы уже обрели самостоятельность публикации и интерпретации - так что, как говорится, "а журавлик снова в облаках".

Я бы признал подобное негативное перерождение "из себя" "во вне себя" как самую настоящую болезнь - пострашнее рака и СПИДа. Рак иногда можно победить, со СПИДом Нуриев танцевал еще долго, а вот с назидательной "божьей помощью" три раза в день после еды - жить по-настоящему нельзя. В разной степени тяжести эта болезнь поразила многих выдающихся людей: Толстой "опростился", узник и жертва отечественной системы Солженицын стал главным русофилом и принимал на крылечке с вареньем сами знаете кого... Даже Пушкин! Про него подробнее. Этот "бич жандармов" и "бог студентов" (Цветаева), этот гуляка и бретер, этот поклонник дам всех возрастов (и профессий) и интимных утех с юными эфебами (Клейн Л.С. Другая сторона светила. С.-Пб, 2002, с. 123-128), после смерти матери (29 марта 1836 года) впал в депрессию, преследовавшую его до смерти. Он купил участок земли под свою могилу (в 36 лет!), тут же поехал навестить могилу своего друга Дельвига, началась череда понурых стихотворений на библейские темы, в письмах - ноты отчаянья и самобичевания. Закончилось все дуэлью, к которой он сам себя и увлек.

В последние годы я существую в разных стихиях двух моих профессий - как историк и как театральный режиссер. Так вот последнему больше интересно не фиксирование биографической канвы того или иного деятеля, а та драматургия, которая происходит с ним как с личностью. На самом деле Гоголь - просто наиболее "яркий и типичный представитель" той болезни, о которой я говорил выше. Его именем даже можно было бы ее назвать - "случай Гоголя". Таким образом - вот вам классический пример того, как явление полностью перерождается, становясь своей противоположностью.

Теперь зададимся вопросом: от чего эта "болезнь Гоголя" случается? По всей видимости, она диктуется законами физиологии (сознание - это не только метафизика, но еще и сосуды). Кроме того, мы не должны забывать, о том, что художник всегда еще и человек. Когда Толстой гениально описывает переживания юной девушки на балу или ожившее после зимы дерево, или "высокое небо Аустерлица" - он гений (он считывает это с каких-то высших матриц), когда начинает думать уже как человек (самостоятельно и нарочито) - начинается монструозное философствование на четыре тома. Когда Моцарт записывает без помарок симфонию - это его гений считывает космическую информацию, когда он ведет себя как хулиганистый мальчишка - он просто Моцарт с паспортом, женой и рваными чулками. Поэтому Пушкин-парень пишет про то, что он "..." Керн, а Пушкин-поэт сочиняет "я помню чудное мгновенье". Все просто.

Ну и, конечно, анализируя причины данного заболевания, я не могу не сказать о проблеме маски и комплексов. Не секрет, что общество, эпоха, семья - да, что угодно - давят на человека, подавляют его индивидуальность. Жертвами этого становятся и великие. Чаще всего это вопрос сексуальной ориентации или политического испуга. Да, Гоголь переодевался в женские наряды и разгуливал на вия Сестина в Риме - в той стране и в этом наряде он мог позволить себе быть самим собой. Но он же не мог быть таким чаще и в заснеженном отечестве! Пушкин выбрал Гончарову из-за своего комплекса маленького роста: да, он хотел обладать женщиной, которую признали при дворе первой красавицей и которая была выше его на полголовы (по росту, разумеется). 23-летний Лев Толстой влюбился в своего приятеля Дмитрия Дьякова (ехали в кибитке и он "хотел запахнуть медвежью шкуру и целовать его"), но вот что он пишет: "Все люди, которых я любил, чувствовали это, и я замечал, им было тяжело смотреть на меня". И далее - "надо привыкнуть, что никто меня не понимает" (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М., 1992, т. 46, с. 237; 255). Лукавство от политики погубило, к примеру, Маяковского и Горького.

Все это доказывает, что если человек заигрывается в свою маску, однажды она его с неотвратимой неизбежностью рока поглотит! А уж Гоголь имел миллион масок: он легко жонглировал демонами в своих произведениях (а художественные образы и идеи, как известно, кодируют бытовую реальность). Система двойников - красной нитью проходит через все его сочинения. Автор "Носа" просто по стихийной логике бытия обязан потеряться посреди утерянной сущности.
В итоге каждый человек - "Титаник", и мне вспоминаются строки Георгия Иванова: "Я верю не в непобедимость зла,/ А только в неизбежность пораженья.../ Допустим, как поэт я не умру,/ Зато как человек я умираю".

Впервые опубликовано в "Квир" № 74. Иллюстрация Рене Магритт. Перенос. 1966
26 АПРЕЛЯ 2016      ЕВГЕНИЙ ПОНАСЕНКОВ
Ссылка:
Смотрите также
#АЛЕКСАНДР ПУШКИН, #ДЕПРЕССИЯ, #КАМИН-АУТ, #НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ, #ПРОПАГАНДА, #РЕЛИГИЯ

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Плавки и аксессуары
Плавки-боксеры "677801 - Haway" / Allen Cox / Голубой
Плавки-боксеры от итальянского бренда Allen Cox. Сшиты из быстросохнущего полиамида с добавлением эластана. Небольшой логотип бренда. Пояс дополнен регулирующим шнурком. В этих стильных плавках любой мужчина будет чувствовать себя комфортно, а выглядеть модно и привлекательно.
3300 СЂСѓР±.
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".