КВИР
Рифеншталь для бедных
Советские фильмы конца 30-х годов производят на меня гнетущее впечатление. Иногда их видишь на "патриотических" каналах вроде "Ратника" и невольно напрягаешься.
Случайная встреча, 1936
И порой не можешь оторваться: так приковывают взгляд ползущие змеи. Этот эстетический кино-ужас не стоил бы внимания, если бы не был пропитан ужасом времени.

"Случайная встреча" (1936) с Галиной Пашковой и Евгением Самойловым (режиссёра Игоря Савченко) - типичный советский фильм, который местами смотрится как пьеса абсурда. А в спортивной части - как Рифеншталь для бедных.
До ареста моего деда ещё год, и теоретически он мог бы это видеть в местном клубе. Поэтому дешёвое, трескучее кино кажется мне чем-то большим, чем документ времени. Многие вещи смотрятся сегодня как намёк на пародию, которой в фильме, конечно, не было.
Например, передовик "устраивает бал" (так в титрах) в честь выполнения плана, где компания советской молодёжи хором распевает вслед за граммофоном предсмертную арию Ленского. Караоке 1936 года...
"Паду ли я стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она? Всё благо, бдения и сна приходит миг определённый. Благословен и день забот, благословен и тьмы приход. Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день. А я, быть может, я гробницы сойду в таинственную сень..."
На дворе 1936 год. Какой ещё контекст для этой музыки может быть трагичнее? Советские герои, весело поющие о "приходе тьмы", "гробнице" и силе смертельного случая... (Скоро судьба приобретёт вид чёрного воронка). Какой советский сценарист (и тайный диссидент) мог бы лучше придумать эту сцену абсурда?
Но по сюжету всё проще: тема Онегина иллюстрирует соперничество двух парней в борьбе за "красавицу, спортсменку и комсомолку".
На фабрику игрушек (имени Дзержинского!) приезжает молодой блондин-инструктор, чтобы наладить спортивную работу на новом стадионе. Эта "столичная штучка" с не вполне советским обаянием (Самойлов) влюбляет в себя местную "ударницу труда" (Пашкову), увлекает её бегом, и она начинает ставить рекорды. (Вылитая девушка с портрета Александра Самохвалова 1928 года).
Кондукторша, 1928
Вдохновлённый коллектив начинает готовиться к спартакиаде в Москве. Бегуны, ныряльщики, метатели молота и прочая здоровая молодёжь - азартно разыгрывают в лицах на экране "Олимпию" Лени Рифеншталь, снятую в нацистской Германии.
К чести режиссёра Савченко, он использует замедленную съёмку, "ракурс снизу" и фактурные спортивные тела на 2 года раньше, чем "любимица фюрера" в 1938 году.
Олимпия, 1938
Случайная встреча, 1936
Случайная встреча, 1936
Законный предмет для советской гордости. Хотя качество сильно "пожиже", но поэтизация спортивного (милитаристского) тела - та же самая.
Как и Рифеншталь, фильм 1936 года решал свои пропагандистские задачи. Тема отказа от абортов в пользу счастливого материнства (параллельно здоровому образу жизни) - и так далее. Молодой инструктор из Москвы, ставший мужем "ударницы", мечтал о спортивных победах в столице в качестве тренера, но был поставлен перед выбором: ребёнок или рекорды.
Оскорблённый в лучших ожиданиях, эффектный блондин в белых брюках - бросает беременную комсомолку и уезжает в Москву. Дружное осуждение коллектива фабрики игрушек летит ему вслед. Спустя три года он встречает "бывшую" с ребёнком и говорит ей, что хочет вернуться. Она как раз стала чемпионкой по бегу... (Сюжет "Онегина" выстроен до самого конца). Но гордая "ударница" "другому отдана", счастлива с новым мужем (инженером фабрики игрушек) и отказывает бывшему.
"Позор, тоска, о, жалкий жребий мой!"
Нехитрая интрига, безопасный "оперный" сюжет, примитивная актёрская игра, писклявый голос героини, бьющая в лоб мораль... И сквозь этот советский быт - волны памяти, абсурда и ужаса, которые накатывают с экрана...
Даже самые весёлые фильмы той эпохи несут отпечаток тайного кошмара, которым пропитана плёнка. Но жизнь всё равно заставляет смеяться нелепости, странности и тому, что заметно только с дистанции времени. Хотя "советское тело" (как и "фашистское") задумано вождями далёким от эротики, но стихийная сексуальность фонтанирует с экрана, где голые мужчины в душевой поют про "голубые реки".
Случайная встреча, 1936
Или задорно смотрят друг другу в глаза, распевая о том, что "наши крепкие тела не согнуть вовеки". (В каком месте тела живёт эта несгибаемость - фильм не уточняет).
Слова - это отдельная "песня". Я не всё расслышал в старой фонограмме, но пару цитат приведу. Парень в душе напевает (почему-то прыгая на месте):
Над землёй полдневный жар. / Не сотрут вовеки
Наш коричневый загар / Голубые реки.

Парни на пляже подхватывают:
Наша молодость плыла / Сквозь моря и реки...
Наши крепкие тела / Не согнуть вовеки.

Вообще, голубизна то и дело волнует поющих. Вот страдающий по "ударнице" будущий муж (второй по счёту) играет в роще на гитаре:
В голубых своих салазках
Выплыл месяц ночной порой.
Я за ласками, за салазками
Побегу, родная, за тобой
.
В роще - соловьи и любовные признания. Как тут обойтись без комичных однополых поцелуев? (Можно писать большую статью о роли "поцелуев по ошибке" в советском кино).
Третья Мещанская, 1927
Но если, к примеру, в "Третьей мещанской" (1927), где девушка и два горячих комсомольца создали семейную ячейку, однополый поцелуй (как и сами отношения) ещё не попадает под уголовную статью, то в "Случайной встрече" 121-я статья уже действует два года. (Принятая после докладной записки Ягоды "вождю" о "контрреволюционном" влиянии тайных гей-сообществ на "красноармейцев и рабочую молодёжь").
С 1934 года эпизоды с мужскими поцелуями в кино, скорее, ужасали, а не веселили, напоминая сотням тысяч зрителей об угрозе тюремного срока. В год выхода фильма нарком юстиции Крыленко как раз заявлял, что гомосексуальность - "продукт разложения эксплуататорских классов". "В нашей среде, среди трудящихся, которые стоят на точке зрения нормальных отношений между полами, которые строят своё общество на здоровых принципах, нам господчиков такого рода не надо".
Поэтому понятно, что если в "Случайной встрече" герой на радостях целует милиционера, то тот (конечно) должен узреть в нём "господчика" и засвистеть в свисток.
Случайная встреча, 1936
Но уже в "Карнавальной ночи" (1956) комичные мужские поцелуи смотрелись довольно весело, возвещая надежду на "оттепель" (которая, впрочем, заглохла, а статья осталась)...
Карнавальная ночь, 1956
***
Интересно, как сложились судьбы создателей фильма.
Евгений Самойлов в 1934-1938 годах - актёр театра им. Вс. Мейерхольда (ТиМ) (травля театра в 1936 году была в самом разгаре). По сути, он чудом уцелел. После закрытия театра, Самойлов получил первую сталинскую премию (из трёх) за фильм "Щорс" (1939) и умер в 2006 году в возрасте 93 лет.
Галина Пашкова получила сталинскую премию в 1952 и умерла в 2002 году в возрасте 84 лет.
Лауреат трёх сталинских премий режиссёр Игорь Савченко скончался в 1950 году в возрасте 44 лет. Среди его учеников были - Сергей Параджанов, Марлен Хуциев, Александр Алов, Владимир Наумов, Юрий Озеров.
Владимир Наумов вспоминал о режиссёре: "Он был по-настоящему весёлый и жизнерадостный человек. Но вместе с тем в характере его, во всей его личности и даже в облике присутствовало какое-то постоянное, необъяснимое трагическое начало. Он словно предчувствовал свою раннюю смерть и нередко удивлял нас внезапными вспышками печали, которые неожиданно и, казалось, беспричинно охватывали его. Он не боялся смерти. Он был слишком молод для этого. Просто он ощущал, что умрёт совсем молодым".
24 АПРЕЛЯ 2021      ALEXANDR HOTZ
Ссылка:
Смотрите также
#КИНО

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".