КВИР
Великолепная грязь Энди Уорхола
Любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Самое возбуждающее - это если ты влюбляешься в кого-то и никогда не занимаешься с ним сексом...
Когда я получил приглашение на инаугурацию президента Картера, оно было адресовано мне как "мистеру и миссис Энди Уорхол" одновременно. Я был весьма польщен...
Дневники Энди Уорхола

Создается впечатление, что личность художника Энди Уорхола популярнее его картин. Он стал легендой еще при жизни. Сотни людей мечтали увидеть себя на его холстах, тысячи грезили о знакомстве с ним. Энди Уорхол был гением, прошедшим путь от рабочей словацкой семьи до американской мечты. Его искусство заставило людей осознать, что любое творчество является поп-культурой.

ЭНДИ УОРХОЛ родился в 1928 году в Питтсбурге, Трансильвания, в семье словацких эмигрантов. Его настоящее имя было Андрей Вархола, но когда после окончания института он поехал покорять Нью-Йорк, стал подписывать свои работы как Энди Уорхол. Энди работал дизайнером в журналах Vogue, Harper’s Bazaar и вскоре стал одним из самых востребованных молодых талантов.

Энди был трудоголиком. Энергичный, талантливый и одержимый идеей стать богатым и знаменитым, он хотел рисовать тысячи картин в месяц. Он создал свою знаменитую "Фабрику", которая поначалу располагалась в одном из старых домов Нью-Йорка на пятом этаже. Позже она переехала в студию, где под началом Уорхола многочисленные "работники искусства" (art workers) производили постеры, картины, эмблемы, а также туфли, модели которых были разработаны многогранной натурой художника...

Квинтэссенция искусства Энди Уорхола должна была стереть различие между "настоящим" и коммерческими искусством, используемым для иллюстраций в журналах, книжках комиксов, музыкальных альбомах или рекламных кампаниях. Уорхол действительно стирал эту грань: он рисовал как простые предметы массового потребления вроде бутылок кока-колы или банок Campbell Soup, так и портреты знаменитых людей - Мэрилин Монро или Элизабет Тейлор.

Между 1963 и 1967 годом Уорхол выпустил около 300 экспериментальных фильмов, шокировавших кинематографическую общественность своей тематикой (как, например, в фильме "Минет" (Blow Job, 1963)), где на экране показывали отнюдь не сам акт, а непроизвольные изменения выражения лица человека, которого ублажают оральным сексом где-то за рамками кадра.

Гомоэротика Уорхола проскальзывает не только в сюжетах, но и в названиях фильмов: "Банан Марио", "Мой Хастлер". Последний рисует картину геевской жизни того времени (во второй части фильма изображается длинная сцена соблазнения в ванной, где старший хастлер совращает молодого). Более поздний фильм Уорхола "Лошадь" намного более гомоэротичный, так как в нем присутствуют элементы гей садо-мазо-ритуалов.

ОДНАКО ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ в Музее современного искусства, издание автобиографии "Философия Энди Уорхола", производство фильмов и всеобщее признание не удовлетворяют его. Он в вечном творческом движении, и это заставляет задуматься, почему он так страстно отдавал все свои силы, энергию и мечты искусству.

Подробности его личной жизни весьма туманны. Уорхол никогда не заявлял демонстративно о своей гомосексуальности, однако он сделал огромный вклад в гей-кинематограф и был признан gay-community как один из "своих". Ни один из его любовников не упомянут в дневниках.

Единственное явное доказательство его любви к мужчинам было страстное влечение к Труману Капотэ, которому он бесконечно писал письма, пока мать Трумана не попросила его прекратить это. Общественность размышляла о том, кто мог быть любовником Энди Уорхола, но если верить его дневникам, у него никогда их не было. Однажды Уорхол заявил, что "любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Самое возбуждающее - это если ты влюбляешься в кого-то и никогда не занимаешься с ним сексом. Самое безумное притяжение возникает между двумя противоположностями, которые никогда не сходятся".

Сублимация как преобразование сексуальной энергии в творческую? Возможно, он был идеалистом, и даже если у него были любовники, он не считал это настоящей страстной любовью, достойной упоминания в дневниках. Как бы то ни было, общественность продолжала размышлять, а Уорхол - получать нескромные предложения от представителей обоих полов.

УОРХОЛ ЛЮБИЛ МАКИЯЖ, и его навязчивой идеей было покупать любой новый продукт на рынке косметики. Он красил волосы в соломенно-белокурый цвет, а позже носил белокурые и серебристо-серые парики. Хрупкий, женственный и утонченный, он выглядел андрогинно и казался очаровательной девушкой на фотографиях, где он изображен в женской одежде (еще один аспект его индивидуальности, который побудил gay-community идентифицировать его, как гея).

Своеобразный платонический роман был у Уорхола с фотомоделью Нико - двухметровой амазонкой с повадками андрогина, для которой он позже создал группу The Velvet Underground & Nico. Она стала гей-иконой и дивой декаданса, и жалела лишь о том, что не родилась мужчиной. Именно Уорхол пригласил ее в США. Он вспоминал, как встречал ее в аэропорту: "Когда она спускалась по трапу, такая высокая и величественная, мне казалось, что это один из легендарных викингов. Было ясно, что она пришла покорять и побеждать. Ничего не оставалось, как сдаться на милость победителя!".

Уорхол заботливо опекал Нико, которая стала самой яркой звездой его нью-йоркской тусовки. В то время Уорхол был негласным королем мировой богемы и сосредоточил вокруг себя самых блестящих и талантливых людей. Уорхол создал несколько известных портретов Нико, по стилистике напоминающих портреты Мэрилин Монро. Они "отпечатали" образ в массовом сознании и сделали ее настоящей иконой в конце шестидесятых. Нико снялась и во множестве его фильмов, самый известный из которых - "Девушки из Челси". Ее типаж очень подходил к той травестии и уморительному карнавалу, которым являлся этот фильм. Как и во всех экспериментальных фильмах Уорхола, показывающих в основном нью-йоркскую гей-тусовку, персонажи "Девушек..." - это трансвеститы, жиголо, наркоманы и прочая "великолепная грязь". Со своей внешностью Нико вполне могла сойти за одного из многочисленных переодетых в женские платья мужиков, что кочевали из фильма в фильм на знаменитой уорхоловской "Фабрике".

КРОМЕ НИКО, в состав The Velvet Underground вошли Лу Рид и Джон Кейл. С обоими у Нико были романы, несмотря на то, что Лу Рид предпочитал мужчин. Уорхол стал продюсером первого альбома The Velvet Underground, и, по словам вокалиста Лу Рида, в некотором роде давал идеи для написания песен.

"Как-то он спросил, почему бы нам не сочинить песню под названием Vicious (англ. vicious - порок), - рассказывал Лу Рид. - Я ему ответил: "Хорошо, а какого рода порок?" Он сказал "Ну, например, если бы я ударил тебя цветком". Я так и написал, буквально. Я всегда таскал с собой блокнот, записывал в него свои стихи, случайно услышанные фразы. Например, в песне Last Great American Whale с альбома New York есть такая строчка: "Stick a fork in their ass and turn them over. They're done" (англ. - Воткни вилку им в задницу, переверни их. С ними покончено). Я впервые услышал эту фразу из уст музыканта Джона Мелленкампа, записал ее и использовал, немного изменив. Я сделал то же самое и тогда, на "Фабрике" Энди. Получились такие строчки: "Vicious, you hit me with a flower. You do it every hour" (Порочный, ты ударил меня цветком. Ты делаешь это каждый час!) Когда у меня спрашивали, что все это значит, я отвечал: "Идите и спросите у Энди". А когда мы делали второй альбом, Уорхол сказал: "А теперь представьте, что вы пишете песню о том, как вы сосете у меня член". Да, у него было прекрасное чувство юмора!".

ПЕРВЫЙ ДИЗАЙНЕРСКИЙ рок-скандал Энди устроил, оформив обложку к альбому Velvet Underground and Nico в 1967 году. Представьте себе белый лист картона, на нем - выпуклый банан, а рядом маленькими буковками надпись: "Медленно оттяните шкурку, чтобы увидеть...". Вы следуете инструкции, и перед вами появляется красное нечто. Обложку запретили. Но с тех пор банан превратился в общепризнанный фаллический символ № 1.

В 1968 году произошло событие, резко изменившее жизнь и мироощущение Уорхола. 3 июня 1968 года Валери Соланас, которая время от времени работала на "Фабрике" гения поп-арта, выстрелила в Энди Уорхола. Когда на следующий день ее арестовали, она сказала: "Он слишком сильно контролировал мою жизнь". Валери получила всего три месяца тюрьмы, а Энди так никогда и не смог оправиться после этого покушения и был вынужден носить повязку (бандаж) на талии всю свою жизнь.

Это событие вдохновило создателей фильма "Я стреляла в Энди Уорхола", и оно же положило конец мечтам и стремлениям "Фабрики". Velvet Underground распались, многие творческие соавторы Энди покинули "Фабрику", а сам философ поп-арта занялся производством индивидуальных портретов знаменитостей того времени: Мика Джаггера, Майкла Джексона и Брижит Бардо.

Кстати, обложку альбома Sticky Fingers ("Липкие пальчики") для Rolling Stones оформлял тоже Уорхол. На обложке красовались джинсы, в них топорщилось нечто солидное, к джинсам была искусно приклеена молния. Предполагалось, если некий обладатель сего альбома своими похотливыми грязными пальчиками эту молнию расстегнет, то увидит... Но нет, ничего такого в 1971 году бдительная общественность простому народу увидеть не позволила. Распространять альбом с такой обложкой запретили. Но самое скандальное в этом случае, наверное, было то, что содержимое ширинки Джаггера на фотосессии увеличивал в размерах сам Энди. И вроде неплохо получилось.

Позже, музыканты из Dandy Warhols вспоминали великого Энди Уорхола. На обложке их альбома Welcome To The Monkey House - комбинация из Velvet Underground&Nico и Sticky Fingers: расстегиваемая ширинка на... банане.
09 ИЮЛЯ 2014      КРИСТИАН СОКОЛОВ
Ссылка:
Смотрите также
#АРТ, #СТИЛЬ, #ЭНДИ УОРХОЛ

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".