КВИР
Смертник
В Москве звучала поэзия Жана Жене в исполнении Владимира Воронова в театре "Кураж". Спектакль "Смертник" оказался для искушенной столичной публики богат на новые впечатления.
... Достали из штанов тяжелые бутоны,
И сокрушил меня их душный аромат

Не то слово! Зал находился в полном омертвении. В темноте было хорошо видно, как некоторые горели со стыда. Большинство зрителей не знали, как реагировать, и сидели, как на партсобрании, захлебнувшись избытком чувств, которые они не планировали испытать этим вечером.
Такой уж Жене поэт. "Неудобный" для среднестатистического российского уха, глаза, но прекрасный для изысканного читателя и зрителя. Неудобный для цензуры, приличий и политической обстановки, как все настоящее и честное. Поэзия отвергает условности и торжествует над временными современными условностями. Когда смотришь на "Давида" Микеланджело или картину "Сотворение мира" Курбе и многие подобные шедевры, ничего особенного не происходит. Но стоит тоже самое подробно описать словами, выделить детали, озвучить фантазии, отвергнуть табу, то публика возбуждается до неузнаваемости и требует смерти. Если бы Владимир Воронов прочел стихи Жана Жене на Красной площади или в Грановитой палате, его растерзали бы на месте. В Чечне ему и рта не дали бы раскрыть, а посадили в подвал и замучили...
Наша элита, призывающая к духовным ценностям и добру в одночасье превратилась бы в судей и убийц, а Воронов в реального смертника... Именно слово имеет такое мощное и парадоксальное воздействие на аудиторию. Поэтому в России о самом главном не принято говорить, а помалкивать или больше показывать. Все наши великие поэты оказались зашторенные и зашуганные. Все намеками, знаками, шутками. Цветаева изнывала от плотской любви, но благословляла дух. Ахматова текла от любого встречного мужика, но держала себя в ежовых рукавицах и шифровала под хрестоматийные "устрицы во льду" подлинную страсть.
Российская литературная традиция почти не знает высокого эроса и смешивает его с сатирой и иронией, либо с трагедией и кастрированной духовностью. Французской литературе повезло больше в этом отношении. Там все называлось своими именами. Теперь и Москва в плену откровенного Слова Жана Жене и великолепного прочтения Владимира Воронова.
Переводчик Алла Смирнова рассказывает в интервью Радио "Свобода" о тонкостях работы с поэзией Жана Жене:
- Русский язык очень беден эротическим словарем, и это огромная проблема. У нас фактически отсутствует то, что называется ''средним регистром'', даже для обозначения органов, я уж не говорю про все остальное: либо - мат, либо - медицинская терминология. Кроме того, в русском языке все, что связано с гомосексуальной культурой, имеет пейоративную окраску, то есть резко уничижительную, отрицательную. А у Жене, конечно, никакие там ''педики'' и ''гомики'' абсолютно недопустимы, у него это романтизированный мир. И, наконец, тюремная культура, если верить Жене, в отличие от культуры российских тюрем, совсем другая - пассивные гомосексуалы отнюдь не презираемые опущенные существа, это красивые мальчики, их внимания добиваются, их любят, из-за них страдают, из-за них стреляются. Как на самом деле, я не знаю и вообще это не мое дело. Все, что мне нужно, находится тексте, а не в биографии и не в уголовном деле. Это огромная проблема. А то, что свариваются разные пласты языка - безусловно. И нельзя на самом деле вообще никаких слов употреблять - ''педиков'' и ''гомиков'' нельзя, слово ''гей'' тоже нельзя, во времена Жене оно не существовало, ''гомосексуалист'' - это слишком получается официально, по-канцелярски. В общем, выясняется, что ничего нельзя. И тут-то и возникает высшая степень свободы, когда ничего нельзя. Значит, нужно обходиться вообще без слов. (Интервью полностью.)

Фото Олег Пучков
28 АПРЕЛЯ 2017      СЕРГЕЙ ВЕСТИНСКИЙ
Ссылка:
Смотрите также
#ЖАН ЖЕНЕ, #ПРОПАГАНДА, #СПЕКТАКЛЬ, #ТЮРЬМА
Забытые за решеткой: ВИЧ-кризис в тюрьмах Африки
Михалков о криминализации ЛГБТ: "...Это колоссальная победа традиционной славянской культуры"
Кандидат в президенты России Екатерина Дунцова: "Гомофобия должна уйти в прошлое!"
Верховный суд России криминализировал ЛГБТ-сообщество: экстремизм вместо равенства
Борьба за свободу: российские активисты пытаются вступить в дело о криминализации ЛГБТ-движения
Никита Михалков: Признание ЛГБТ экстремистами - "единственная возможность сохранить Родину"
В Кремле "ничего не хотят говорить" о признании экстремистским международного движения ЛГБТ
Путин об ЛГБТ: "...Это тоже часть общества. Это тоже то, чем живут люди. Плохо, если только они..."
Новый удар по ЛГБТ: Минюст РФ просит Верховный суд запретить "международное ЛГБТ-движение" как "экстремистское"

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".