Ваше сообщение размещено
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на отзывы. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на отзывы. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо. Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Тем, кто обрел самостоятельность в 90-х, и кому "нулевые" казались приключением...
- А потом ты будешь трахать меня и думать и об Алисе, и о Саше? И скажешь, что я виноват в том, что тебя их лишил, и все равно когда-нибудь сорвешься и исчезнешь? Нет уж, спасибо! Лучше настоящее, в котором ты трахаешь меня и думаешь обо мне, чем такое будущее! Глава 1 Я стою, любуясь тенью, прилепившейся к ногам, Сам похож на привидение, демократ и полигам. У меня сейчас спросите - для чего я здесь стою, Вы лишь камеру включите - я открою жизнь свою. Павел Кашин "В рапиде" Лопасти огромного вентилятора бесшумно вращались, отбрасывая косые тени на стены, пол и потолок. Казалось кружился весь съемочный павильон. Всполохи тонкой невесомой ткани взлетали вверх и медленно опадали. Яркие вспышки студийных софтбоксов вырывали из темноты причудливые фрагменты обнаженной плоти; и вновь - тусклый "пилотный" свет; еле слышный писк таймера; щелчок затвора - и снова вспышка, как белая молния, озаряла павильон. Приглушенный голос фотографа; короткое движение моделей, словно роботов, оживающих на мгновение; и вновь вспышка - затвор. Осветитель и постановщик переговаривались шепотом, в темноте их почти не видно. Этот шаманский ритм света и звука, этот странный театр теней был когда-то, без преувеличения, смыслом жизни фотографа Романа Райца. Фотография стала его религией, его медитацией. Можно сказать, что фотография и являлась его жизнью... Но, разумеется, так было не всегда. Зарядив первую пленку, он целый день снимал во дворе, каждый раз сверяясь с инструкцией, написанной мелким шрифтом, на глаз определяя экспозицию и фокус. Когда домашние осознали масштабы проникшего в их дом ужаса с безобидным названием "фотография", было поздно - Ромка уже с головой ушел в новое увлечение! В ванной сушились негативы, там же в углу быстро прижились красный фонарь для печати, черные пластмассовые бачки для реактивов, коробки с проявителем, банки с фиксажем. В комнате сохли стопки фотографий, на полу обрезки бумаги, в коридоре уютно потрескивал глянцеватель. Даже на кухне вместо белья сушились пленки. Всего за какой-то месяц обычная квартира превратилась в фотолабораторию. И несмотря на протесты матери, Ромка почти забросил художественную школу, резонно заявив, что эра живописи прошла, настала эра фотографии - в его мире это так и было! Позже появился фотоаппарат "ФЭД". Количество фотографий закономерно перешло в качество, но сами фотографии стали скучны и однообразны, а потому кроме старомодных семейных фото со звонкой резкостью от той камеры так ничего и не осталось. И Рома заметно охладел к своему увлечению. Хотя позже отснял ещё несколько пленок первой школьной любви - Иры. Все снимки с ней Роме казались по умолчанию прекрасными, не смущало даже то, что многие из них были удивительно похожи между собой, как кадры одного кино. Потом Ромка ушел в армию, а "ФЭД" отправился на полку. Следующую камеру Рома приобрёл после возвращения из армии. "Зенит" выглядел внушительно на фоне заполонивших всё пластмассовых "мыльниц". Появление в городе салонов быстрой печати вдохнуло в давнее увлечение новую жизнь. Непривычно-сочные краски фотографий радовали глаз. Ромкины снимки часто отмечали работники фотосалонов и даже просили разрешения повесить некоторые из них на своих витринах в качестве рекламы. Рома соглашался и был горд собой! Но фотография по-прежнему оставалась лишь легкомысленным увлечением. Всё случилось позже. Мария решала все вопросы: договаривалась с заказчиками, организовывала и готовила выставки, вела запись на съёмку, обеспечивала интервью в модных журналах, рекламу, участие в нужных светских мероприятиях, отслеживала процесс печати до последнего этапа. Роман без стеснения звонил ей в любое время. Да и поводы для звонка могли оказаться самыми разными. Это было утомительным, но хуже, когда Рома не звонил вовсе, такая тишина означала, что пора беспокоиться по-настоящему. Например, однажды, Мария ездила за ним в пригород - в какой-то притон... ночью, в воскресенье. Потому что в понедельник с утра Рома должен был, присутствовать на открытии факультета фотографии в дружественном вузе. Безусловно, это событие можно и пропустить - открыли бы и без него, но сразу после - переговоры с важным и, как водится, очень богатым депутатом о долговременном и выгодном сотрудничестве. Разное случалось в работе Маши, но она любила её и жила ею. Роман ценил свою помощницу, в чём часто признавался со всей откровенностью, несмотря на то, что и ругался с ней нередко, обвиняя во многих смертных грехах, главным из которых опрометчиво называл некомпетентность. К счастью, Маша никогда ничего не принимала близко к сердцу: ни похвалу, ни обвинения - она и без того знала себе цену. Успех, которого достиг Роман за последние четыре года, являлся, несомненно, и заслугой Марии. Роман и Мария не были родственниками, любовниками или супругами. Их союз скрепило сотрудничество - честное сотрудничество талантливого фотографа и не менее, а может, и более талантливого организатора. Она умела выстроить любой процесс и, самое главное, могла красиво и вовремя довести его до конца. Вот и с личной жизнью у нее все шло как по намеченному плану. Год назад познакомилась с парнем, и уже через месяц они поженились, а теперь Мария ждала ребенка - восьмой месяц. Живот стал огромный, но при этом она продолжала исполнять все свои обязанности. Этакий курносый колобок с хвостиком на голове, в джинсовом комбинезоне, строго отчитывающий техников. Рома шутил, что парень у нее тоже по графику: и мяукнуть не успел, как уже выходил из загса законным супругом. На это Маша невозмутимо отвечала: "Вас, мужиков, надо всегда смело под уздцы брать и объезжать правильно, как лошадей. Тогда и "коняшка" - умница, и наездник - золото! Не получилось - значит, плохо объяснил, получилось - держи яблочко! И все победы общие". Рома смеялся, но не возражал. Муж у Маши выглядел довольным. Поначалу, конечно, ревновал новоиспечённую жену к работе и, в особенности, к Роману. Однако, стоило однажды позволить ему провести день на площадке, как все вопросы отпали: утомлённый процессом, он в конце концов незаметно уснул в уголке павильона, а проснувшись в неудобном кресле, долго растирал затёкшую ногу, ворчал что-то про кошмары, которые ему снились, про дурдом и трудоголиков. Опираясь на Машу и прихрамывая, он покинул студию. Протяжно запищал таймер - съемка окончена. Плавно разгорелись диммерные плафоны. На сцене засуетились ассистенты, визажист и осветители. Кто-то укрывал модель пледом, кто-то сматывал шнуры и менял фон. - У нас есть сорок минут, потом съёмка Никоновой в первом зале - её уже готовят... - Маша сразу же подошла к Роману - освежить планы. - Решено! Никонову будем снимать "Никоном"! - Рома поднялся со стула и направился к выходу. - Надеюсь, у нее есть друг Кэнон? - Очень смешно, Рома! - Маша привычно не отставала ни на шаг. - Ты же знаешь, её друг совсем не Кэнон, её друг - очень нефотогеничный бандит, которого нам, к счастью, снимать не надо. Смотри, на площадке так не пошути! В общем, двадцать минут отдыхай, я пока здесь на завтра всё подготовлю. А потом обсудим кое-что срочное. - Хорошо, моя госпожа! - Там тебе два звонка было интересных - на столе номера оставила, перезвони, пока свободен, - уже в спину бросила Маша. Рома скрылся за дверью. На столе еще дымился свежесваренный кофе, рядом лежал обещанный листок с номерами. Роман взял чашку и, не взглянув на листок, подошёл к маркерной доске, на которой Маша расписывала день - предстоящая съёмка последняя на сегодня. Сделал пару глотков, достал из пачки сигарету и направился на крышу. Раньше курил прямо здесь в кабинете, но Маша, как только забеременела, строго-настрого запретила. Наверху стояла скамейка и круглый обшарпанный столик. Была и небольшая клумба - жалкая пародия модных зимних садов, которые разбивали все успешные бизнесмены на крышах своих офисов. Идея прекрасная, но забытая, и дальше обычной курилки дело не пошло. Панорамный вид тоже не на пятерку. С одной стороны угрожающе нависала высокая стеклянная многоэтажка, рядом с которой хотелось съёжиться, ощущая свою ничтожность, с противоположной простирались доживающие последнее пролетарские "хрущевки". А ближе к вечеру в ясную погоду приходилось жмуриться от низкого солнца. Последние полгода Роман работал, что называется, без огонька. После того, как Мария организовала бесконечный поток клиентов и сформировала четкую очередь, дела пошли заметно лучше. Деньги, конечно, рекой не полились - слишком велики оказались расходы на содержание павильонов, офиса и персонала, но появилась определенная стабильность в заказах. Разумеется, Мария всегда оставляла окно для незапланированных фотосессий. В основном, они возникали по заказу молодых особ, имеющих богатых покровителей. Юные сердцеедки прекрасно понимали, что их романы могут закончиться столь же стремительно, как и начались, а потому торопились урвать побольше, и стоимость съёмки их не особенно волновала. И тогда Маша со вздохом, словно делала нечто невозможное, назначала за такие "встречи без очереди" цену, иногда и в пять раз превосходящую стандарт. Таким образом, сетка дня всегда заполнялась полностью, зато сверхурочные остались в прошлом. Маше требовалось свободное время для обустройства личной жизни, и она нашла отличное решение для всех. Работа приносила доход, не выбиваясь из временного графика среднестатистического офисного служащего. Рома и сам не заметил, как из уличного бунтаря и скандального фотохудожника превратился в ремесленника, который монотонно исполнял за деньги прихоти заказчиков. Всё чаще он соглашался, всё чаще ночевал дома. Даже увлекся правильным питанием, и Маша исправно следила за тем, чтобы он регулярно посещал выбранный ею спортзал. Кажется, этот абонемент был частью какого-то рекламного договора или что-то вроде того. Поначалу Рома ходил только в сауну, почти не проявляя интереса к тренажёрам, пил кислый фреш в фитобаре, тайком разбавляя его принесенным с собой виски, и допивал остатки карманной фляги в раздевалке. Изредка под настроение крутил педали велотренажера. Беговую дорожку, упорно называл "ходячей", но потом она все же оправдала свое название. Рома побежал. А через некоторое время вдруг обнаружил, что втянулся! То есть буквально: втянулся живот, расправились плечи, на руках снова проступили очертания мышц, словно время пошло вспять! Всё чаще Рома стал обращать внимание на свое отражение в многочисленных зеркалах тренажёрного зала, а в колких Машинах комплиментах в его адрес, кроме лёгкого сарказма, стали проскальзывать и искреннее восхищение, и гордость! В студенческие годы Мария работала на ипподроме - ухаживала за лошадьми. Она так полюбила их, что умудрялась вставлять чуть ли не в любой разговор тему "этих удивительных созданий". И даже уговорила Романа снять серию с лошадьми. Тема казалась избитой до безвкусицы, но это уже был талант Ромы - отыскивать уникальное в тривиальном и раскрывать заново старые сюжеты так, что набирал сто очков вперёд. Правда в последнее время это удавалось всё реже. Рома это чувствовал, но Маша убеждала в обратном. И однажды, когда закончились оптимистичные аргументы, она сказала: "Даже если и так, Рома! Любой может ошибиться, и его забудут на следующий же день - от этого никто не застрахован! Ты это знаешь лучше меня. Сейчас у тебя нет вдохновения, но есть возможность отработать то, что ты уже накопил. Так давай отработаем, а когда найдутся идеи получше, тогда и станем их реализовывать". Рома понимал, что она права. За свою жизнь он уже не раз оказывался, что называется, без гроша в кармане. И в двадцать пять это не пугало - имелись силы, была энергия. Он начинал заново и добивался большего. Но сейчас этих самых сил уже не хватало, или Роман начал бояться, что не хватит? Так или иначе, весь этот размеренный график отнимал эти самые силы, и блестящие идеи больше не посещали. Возрази он тогда Маше, она сказала бы, возьми отпуск, съезди на море и к вечеру уже подобрала бы ему тур на десять дней "все включено" в приветливой Турции, но для Ромы речь шла о куда большем сроке. Маша этого не позволила бы по понятным причинам и привела бы свои логичные и веские аргументы; беда в том, что Рома и сам не знал, что ему надо и сколько на это может потребоваться времени. Одно знал точно: он не снял еще своего лучшего кадра. И чем больше делал "удивительные", "безупречные" и прочие фото, тем больше боялся, что тот самый лучший снимок ускользает, превращаясь в несбыточную мечту. Иногда короткая случайная встреча может зарядить на целый год. И переполняет азарт воплощения, процесс накрывает тебя с головой. А потом выпадаешь из реальности на какое-то время, это обезвоженное апатичное состояние восполнения энергии. Потом снова идеи-вспышки и работа без остановки до полного и победного результата. Если бы он все это рассказал Маше и убедил ее, она пожала бы плечами и отправилась искать новую работу. Так как работать в графике "год - через вечность" даже для нее оказалось бы неприемлемым. А жизнь уже научила Рому не разбрасываться людьми, которым можно доверять. Да, Рома чувствовал себя очередной лошадкой Маши, которую она умело дрессировала. И "яблоки" оказались вкусными. И вообще, все было бы здорово, если бы не это прогрессирующее ощущение опустошенности... - Ты перезвонил по тем номерам, которые я тебе оставила? - Маша тяжело поднималась по ступенькам, придерживая впереди себя круглый живот. - Нет, - завидев Марию, Рома привычно встал и отошел на почтительное расстояние, чтобы до нее не доносился сигаретный вишневый дым. - Там приглашение на чтение лекции. И еще одно предложение - свадебное... Барвиха. Все вопросы я там решила, остались только личные пожелания - тебе самому надо поговорить, - Маша поудобнее устроилась на скамейке. - Мы снова стали брать свадьбы? - нарочито сухо, оскорбленно поинтересовался Рома. - Это не свадьба, Рома, это наш подарок судьбы! Это мне "декретные" на полгода, а тебе... тебе, может, и на вечер в баре не хватит... Ты умеешь широко отдыхать. - Тогда я согласен! Кто будет моей женой? - К счастью, это еще не твой день! Невеста - Наталья Мельникова, недвижимость городами продает. Дама "за пятьдесят" решила "усыновить" прекрасного сына Англии по случаю его совершеннолетия. - Ого! А что, у нас свои прекрасные "сыны" закончились? - Рома докурил, затушил окурок и сел рядом с Машей. - Ходят слухи, что дело в европейском дворянском титуле, - Маша жмурилась от рыжих вечерних лучей солнца. Рома молчал и ждал продолжения увлекательной истории, но его не последовало. - Я вчера в больнице была... - Да? А по тебе не скажешь - до сих пор беременная. - Перестань, Рома! - улыбнулась Маша. - Ты чего какой колючка в последнее время? Устал? Рома выдохнул, не зная, что ответить, все еще приводя мысли в порядок: - Прости, может действительно отдохнуть надо. Ну, так что там, в больнице твоей? - Сказали, на сохранение нужно ложиться, и до самых родов... - Вот это новость! - Рома и правда не ожидал, что отпуск, о котором он так часто думал в последнее время, может наступить на месяц раньше. - Прости, Рома, не смогла я до последнего дотянуть... - Я же буду скучать по тебе, бездельничать и скучать! Ты же меня знаешь... - А я буду звонить тебе каждый день по сто раз и скидывать по электронке твое расписание на день. Остальное теперь - сам! Ассистента тебе найти не успела: думала, еще есть время... - На тебя это не похоже, - снова не упустил возможности поддеть Рома. - Да, мой косяк, признаю! Рассчитывала, что за две недели до ухода простажирую замену. А за один день, сам понимаешь, змею в мешке подбрасывать не хотелось. В любом случае придется тебе в курс дела вводить. Но я там список кандидатов накидала, посмотришь, кого оставить. Завтра они по одному начнут приходить. Справишься? - Придется... - Ну и умница! Табаком от тебя сильно пахнет. Когда уже курить бросишь? Даже дома от твоего запаха избавиться не могу. - Не ругайся, Конек-горбунок. Придет время - обязательно брошу. Когда на работу возвращаться думаешь? - Хотелось бы после родов месяцок в себя прийти, а потом уж и на работу. Учись пеленки менять, - пыталась приободрить его Маша, - из офиса детскую комнату сделаем... - Значит, в общей сложности два месяца у нас выпадает? - Не совсем... уже есть график на неделю вперед - выполнить надо обязательно! А дальше станем брать только сверхурочки, чтобы у тебя запары не было - я же не смогу целый день на телефоне висеть. Потом тишина и детские крики радости, и постепенно в график встанем. Так что, надеюсь, только месяц выпадет. Отдохнешь от меня, зануды! Снова себя вольным художником почувствуешь, как в старые добрые времена, - сил наберешься! Только грибы больше не ешь! - Ты, как всегда, права, Моя Счастливая Звезда! - Рома попытался ответить бодростью. - А грибы - всего лишь разовая ностальгия по культурной столице... и теперь нет желания вспоминать ни грибы, ни культурную столицу. - Ну не грусти, Рома, я вернусь... и не одна! - Да, все к лучшему. - Рома смотрел на угасающее изломанное отражение солнца в стеклах многоэтажки. Всего лишь первые дни августа, а уже чувствуется дыхание осени... - Кстати, завтра придет первый кандидат с утра - Никита. Мальчик совсем юный, но неглупый и воспитанный, работать сильно хочет! Сразу своим матом не пугай! По скайпу поговорить не удалось - в глаза не видела, если честно. Но по телефону я с ним долго общалась - из всех самым вменяемым и воспитанным показался. У остальных хоть и резюме гораздо интереснее, но почти все себя уже звездами мнят... - А этот что, только воспитанностью зацепил? - Ну не только, - уклончиво ответила Мария и, помолчав, добавила: - Ты смеяться будешь или ругаться... И, изображая стыд, Маша закрыла лицо руками и сквозь них сказала: - Он еще лошадей любит! - Ну, Машенька, - Роман расхохотался, - такого я от тебя не ожидал! Что, на позднем сроке гормоны совсем покоя не дают? - Ну не смейся! У меня уже у самой крыша едет - делаешь что-то и сама себя одергиваешь: то ли это бред беременной, то ли и правда так надо... Знаешь, как тяжело! - Ладно, окружу вниманием твоего конелюба! - Рома ободряюще приобнял Машу. - Не поверишь, знаю, как это бывает, последний год так и живу: то ли сон какой-то, то ли так надо. Уже перестаю понимать, кто я, где я и зачем... - Давно уж тебе говорю: "Жениться, вам надобно, барин". А то в последнее время невыносимый стал - дядька-истеричка. Хуже меня, ей богу! - с нотками обиженного ребенка пробубнила Маша. - Женятся те, кто утратил веру найти лучшее! - Или уже нашли его, - возразила Мария и с нескрываемым женским любопытством спросила: - Как там ваши дела с Ксенией продвигаются? В загс тебя еще не зовет бумажки подписать? - Нет, она пока изучает повадки "жертвы" и метит территорию в моей ванной и спальне. - Да, Рома, с такими метафорами ты еще не скоро женишься. - Там на съемку не пора? - Ой, точно! Через пять минут начало! Пошли. - Маша тяжело встала, привычно придерживая огромный живот рукой. И они вместе направились к лестнице. Примечания: Глава 2 Однажды, в те далёкие времена, когда Рома в очередной раз пришёл в фотосалон, к нему обратился сотрудник - Слава, он же - Вячеслав, или, точнее, Вячеслав Андреевич. Даже спустя время после их знакомства Рома так и не смог для себя решить, как к нему обращаться. На вид лет тридцать пять, а может, сорок пять - даже это было непонятным. Иногда Слава казался совсем молодым: в широких модных джинсах с накладными карманами и в тёплом домашнем свитере, а иногда снимал с себя казённое чёрное пальто, под которым мятый серый пиджак заводского бухгалтера и жалостливо повисший галстук, тяжело дышал, кашлял, и казалось, что полвека уже точно отпахал. Круглое лицо, на голове - залысины, которых он, видимо, стеснялся. Потому, банально и бесхитростно, зачёсывал поредевшие волосы, пытаясь скрыть облысевшие участки. Иногда носил очки; дорогие, но линзы располагались близко друг к другу и смотрелись на плоском и даже детском лице довольно нелепо. Когда их надевал, возникала забавная пантомима: время от времени Слава вздёргивал нос, будто пытался стряхнуть эти самые очки; от этого физиономия перекашивалась. Казалось, он наступает на ржавый гвоздь, и его корчит от боли. Но очень быстро вся внешняя нескладность переставала смущать - Слава обладал харизмой; в общении аристократично учтив и интеллигентен без назойливости. Это не было искусственным, потому не раздражало, а напротив, мягко принуждало поднимать из глубин памяти правила приличия и утраченные окончания слов, возвращая собственной речи литературную выразительность. Позже выяснилось, что новый знакомый - не просто сотрудник салона, но и его хозяин, а еще он преподаватель истории искусств в педагогическом институте, заведующий кафедрой истории там же, и вдобавок имел много разных ученых и почетных званий. Следовало бы обращаться к нему не иначе как Вячеслав Андреевич хотя бы потому, что Ромка тогда был не старше его студентов, но Слава на правах старшего с самого начала настоял на дружеском обращении на ты. Он предложил организовать небольшой совместный бизнес. Обязанность Романа - фотографировать раздевающихся девушек, которых находил Слава. За каждую отснятую пленку он платил сто долларов, а это треть месячной зарплаты, которую получал Рома на заводе, работая сборщиком деревянной тары. Дальше Вячеслав Андреевич печатал фото в салоне и подпольно продавал их там же своим постоянным "особенным" клиентам, которых, на удивление Романа, оказалось немало. Требования к фотографиям были простыми и понятными. К тому же для двадцатилетнего впечатлительного юноши, лишённого не только регулярной половой жизни, но даже и случайной, лицезрение обнаженных женских тел - нечто сродни магии и таинству. Работа, о которой Рома мог только мечтать. Впоследствии Слава отказался от идеи с раздеванием и просил снимать уже только обнажённых. Для таких съёмок Роман всегда надевал тесные плавки, чтобы скрывать нескончаемую эрекцию. А после съёмки, не в силах больше сдерживаться, суетливо и смущённо прощался и спешил домой. В ванной он кончал трижды, вспоминая всех увиденных за день девиц и их части тела. И только после этого юношеское волнение спадало полностью. Хозяином квартиры, в которой организовали импровизированную студию, был знакомый Славы - его звали Артём. Обыкновенный парень, моложе Ромки. Невысокий. Волосы светлые и по-детски коротко и даже неровно стрижены. Сам он казался болезненно-бесцветным; тонкая шея, узкие плечи. В квартире проживал один. Домашний гардероб Артёма состоял из легкомысленных шортиков и ярких футболок, будто после стихийного бедствия утрачена вся одежда, и его одели в то, что оказалось под рукой. Ну, по крайней мере, Рома по собственной воле ни за что не надел бы такой наряд. Этакий гость из летнего пионерского лагеря, несмотря на выпавший снег за окном. Ещё одна особенность Артема - патологическая чистоплотность и абсолютная аккуратность во всём: чистая одежда и идеальный порядок в квартире. Общительным он не был, по крайней мере с Романом вел себя сдержанно. Все слова только по делу, причём говорил издали. Когда Рома звонил в дверь, тот открывал и сразу отходил вглубь коридора, будто пытался сохранить безопасную дистанцию. Сначала даже казалось, что Артём побаивается его, но потом Рома убедился, что и с девушками, которые приходили на съёмку, он тоже общался на расстоянии. Артём по просьбе Славы немного помогал в организации: рассаживал девушек, иногда даже шутил с ними, приносил попить, менял нехитрые декорации и держался весьма расслабленно, словно его совсем не смущало, что девушки полностью обнажены. Он смотрел на них скорее с любопытством, нежели с похотью. Романа удивляла такая лёгкость. Но странности на этом не кончались. Рома обратил внимание и на поведение Вячеслава Андреевича. В квартире он вел себя по-хозяйски: мог пройти в обуви, изучить содержимое холодильника, что-то искать или складывать в шкаф, и Артём это принимал весьма спокойно: моментально протирал пол влажной шваброй, которая всегда стояла наготове. Для себя Рома такие взаимоотношения объяснял возможными родственными связями, может, Артём - внебрачный сын Славы, или давно и хорошо знают друг друга. В общем, странностей хватало, но Ромку это не волновало. Оно и понятно, было, где проявлять свое любопытство, каждый раз - новая девушка, интереснее предыдущей. И все они не просто раздевались перед ним, а давали полную возможность рассмотреть себя с любого удобного ракурса. Ну о чём большем можно мечтать в двадцать лет, вернувшись из армии и проводя личную жизнь в одиночестве? Первое время плёнки забирал сам Вячеслав Андреевич, но девушки в его обществе стеснялись, позы получались зажатыми, и фото заметно уступали тем, которые снимались без него. Он часто вмешивался в процесс, указывая, "как надо", в результате однажды "модель" собралась и ушла. Даже качество самих фотографий по каким-то непонятным причинам страдало, и Слава перестал посещать съёмки вовсе. С тех пор плёнки стал забирать Артем, а Роман приходил на следующий день в салон за оплатой, и Слава показывал уже готовый результат. В отдельной служебной комнате за чашкой чая они обсуждали фото и листали зарубежные журналы. Надо отметить, что эротические журналы - это был отдельный фетиш Славы, они лежали огромными стопками на стеллажах, как в библиотеке. Слава заранее выделял снимки, которые хотел бы видеть в следующий раз. Страницы оказывались заложены нарезанными ровными полосками бумаги, то есть он готовился к разговору, наверное, так же, как готовился к своим лекциям в институте. Этот факт заставлял Романа тоже относиться к делу серьезно. Вячеслав Андреевич был как будто равнодушен к женской красоте, но при этом безошибочно подмечал мелочи, которые делали фото привлекательными. От него Роман тогда и узнал значение постановки света, значение заднего плана и расстояния до него, и интуитивные представления о фото начали выстраиваться в систему знаний и правил. Впервые в жизни фото стало товаром, и Слава знал, как его продавать. Он охотно делился точными замечаниями, указывал на недостатки последней съёмки, раскладывая Ромкины снимки на столе. А Рома никак не мог перестать смущаться. При просмотре эрекция вновь мешала ему сидеть спокойно, но он старался усвоить всё, о чем они говорили. Зато Слава, как настоящий наставник, никогда не жалел времени на такие беседы и в конце переспрашивал, всё ли понятно Роману. Однажды Роман не сдержался и, краснея, задал вопрос, или, правильнее сказать, выдвинул ультиматум. Дело в том, что в этих самых журналах частенько встречались иллюстрации не только обнаженных девушек, но и молодых парней, эти страницы также были заложены полосками бумаги, только другого цвета, и с Ромой Слава их не обсуждал, лишь иногда ненароком журнал открывался на таких разворотах. Рома с ужасом подозревал в этом какой-то стыдный намек. И страшная догадка не давала покоя настолько, что Рома всё-таки заявил прямо, и, как это часто бывает с прямыми заявлениями, неуклюже и истерично: "Не думай, что я - пидор, парней я фотографировать не стану! И намекать ни на что не нужно - это бесполезно и отвратительно!" Сказано это было с такой экспрессией и детской искренностью, что Слава пребывал в растерянности долгих пять секунд, а потом неинтеллигентно заржал. Рома тут же покраснел как рак, понимая, что от страха за свою целостность и мужественность сморозил какую-то глупость. - Прости, если заставил тебя так думать, - отсмеявшись, извинился Вячеслав Андреевич. Рома молчал, медленно остывая, как раскалённая сталь. - Ты об этих фото? Рома коротко кивнул. - Ничего такого я не имел в виду, - уже серьезно заверил Слава, по-простецки хлопнув себя ладонью по груди, - а это... - он кивнул на журналы, - ...это просто достойные образцы красоты - не более, и намёков в них никаких нет. - Какая уж может быть красота в голых мужиках, - буркнул Рома. - Это спорный момент, - не согласился Слава, - даже если тебе это не по нраву. Ты пытаешься мыслить категориями сексуальной привлекательности, и поскольку мужчины тебя не привлекают, то и не желаешь увидеть в этом простую красоту, без пошлости. Подумай сам, и мужчина, и женщина сотворены природой... - Слава сделал паузу, будто давая возможность подумать, - одним и тем же мастером... И если ты считаешь, что женщина - настоящий пример идеальной красоты, наивно полагать, что из рук того же мастера вышел никуда не годный мужчина. Может, всё же дело в том, как на них смотреть? Рома не ответил. - Возьми, к примеру, Витрувианского человека, этот рисунок до сих пор продолжает оставаться образцом пропорций, так называемого золотого сечения, и изображён на нем, как ни странно, мужчина, а не женщина. Все значимые скульптуры, так или иначе, обращены к мужскому телу: старики, атланты, мыслители, юноши, мальчики, писающие мальчики, ангелы и ангелочки, великие императоры и просто боги! Живопись тоже сопряжена с мужским телом, и если не доминирует, то смело занимает половину всех сюжетов. Ромка молчал. - Тема красоты в искусстве - главная тема. Не было бы красоты - не появилось бы и искусство, нечего было бы воспевать. - Все эти "скульптуры" мне казались не больше, чем простым украшательством... - все-таки вставил Рома. - Украшательством? - Слава добродушно усмехнулся. - Ты хоть представляешь, сколько труда и времени требуется, чтобы высечь из твердого холодного камня то, что ты только что назвал украшательством? И неужели ты всерьёз полагаешь, что художник забыл перед этим подумать, на что ему потратить собственные ресурсы?! Так что, если ты смотришь на пятиметрового "Давида" будь уверен: Микеланджело, приступая к работе, выбрал самое красивое из того, что видел или мог представить, и этим красивым оказался обыкновенный юноша с плавными и упругими мышцами, а не девица с четвертым размером груди, и мир с ним согласился! - Ты хочешь сказать, что мужская красота... красивее женской? Слава сел напротив, медленно положил растопыренную ладонь на мужской журнал, словно на Библию, и опять усмехнулся. - Я слишком долго и прилежно изучал искусство, чтобы делить красоту на подразделы - она либо есть, либо ее нет. "Спящая Венера" Джорджоне, "Даная" Корреджо - они женщины, и они прекрасны - это неоспоримо. Наличие красоты - вот что должно интересовать зрителя, остальное - детали. Например, Никола Пуссен, Рубенс знали толк в женской красоте, а Караваджо и Жерико - в мужской, но кто из них более талантлив? Чьи картины лучше? Такие вопросы абсурдны и несостоятельны. Искусство всегда должно трогать за живое и оставлять место для амбивалентности восприятия. Только так можно расти. А если ты намерен, как во времена благочестивой инквизиции, прикрывать бетонным фиговым листочком отдельные части тела на мраморных шедеврах предыдущих эпох, то сам уподобишься той самой инквизиции или фашизму. Такой избирательный вкус - верный признак полного отсутствия вкуса, и тебе как будущему художнику стоит об этом подумать. - Сначала я полюблю мужское тело, а потом стану педиком? - недоверчиво буркнул Рома. - А Леонардо был гомосексуалистом? - Не знаю... какая мне разница! - Вот именно! Нет никакой разницы, одни утверждают, что он был таковым, другие говорят - не был, это досужие сплетни, и не больше. В любом случае боготворят не его, а его творения, и такая ли уж большая разница, как ему удалось оставить после себя богатейшее наследие? - Может, он просто один такой... - Леонардо - точно один! - снова усмехнулся Вячеслав Андреевич. - Но великих людей искусства отличает, прежде всего, широта взглядов, они не мыслят тоннельно, как обыватели в своих норках. Далеко не все из них возносили мужской эталон красоты, но они как минимум не боялись этого. Сальвадор Дали, Сергей Эйзенштейн, Фредди Меркьюри, Рудольф Нуриев - это прежде всего гении, поднявшие область своего творчества на недосягаемую высоту, а обсуждение того, какими они были людьми и кого предпочитали, выглядит жалко и лишь подчеркивает пропасть, которая отделяет тебя от их таланта. - Ага, значит, все-таки мне надо стать педиком, если я тоже захочу известности? - шутливо хмыкнул Ромка. Его боевой запал уже прошел. Осталась лишь неловкость от всего этого разговора. Слава тоже рассмеялся. - Сначала я успокою тебя, что никто не заставляет тебя быть педиком, как ты выразился. А теперь разочарую: далеко не все педики стали великими, и одного твоего желания, скорее всего, окажется недостаточно. Но я разочарую тебя ещё больше: решение стать педиком невозможно принять - ты или им являешься, или нет. И уж точно, само по себе оно никак не подвигнет тебя на свершения. Хотя некоторые и утверждают, что именно нереализованная или деформированная сексуальная энергия мутирует в великое творчество, но эти суждения лишь на уровне кухонной статистики и прямолинейных домыслов; в таких пожизненных экспериментах я бы не хотел участвовать и не рекомендовал бы никому. Так что можешь быть спокоен, лицезрение мужской красоты - это не только не приговор, но и вообще, в принципе, не имеет ничего общего с твоими сексуальными желаниями и потребностями. И если ты долго и пристально станешь разглядывать статую Аполлона под песни Элтона Джона, геем ты все равно от этого не станешь, а вот житейскому гуманизму, творческой свободе и даже терпимости это, пожалуй, может тебя научить. Художник признаёт право красоты быть такой, каковой она является; он не навязывает, он лишь видит и отражает её. А вешать ярлыки и те самые фиговые листочки - это удел диктатуры и её бесчисленных филистеров, существующих лишь для размножения и, как следствие, для оборонной мощи государства. Педики не размножаются, увы, и для государства они с этой точки зрения бесполезны. Более того, любая неудовлетворённость, в том числе и сексуальная, всегда грозит стать революционной: они одиноки, несчастны и решительны. И что опаснее всего, большинство из них вовсе не раскрашенные косметикой женоподобные личности, как учит нас пропаганда, а напротив, брутальные и мужественные самцы; им нечего терять - они без раздумий первыми пойдут на баррикады, а массы любят решительных вождей. Одного этого достаточно, чтобы догадаться, откуда веет тюремный холодок ответственности и внушаемая "народная" нелюбовь. - Революционеры были... - удивился Ромка, запнувшись о последнее слово. Вячеслав Андреевич рассмеялся. - Рома, с тобой опасно иметь дело! - шутливо заметил он, погрозив пальцем. - Давай лучше вернёмся к искусству... - Нет, ну правда, интересно... неужели так было всегда? - О, это очень сложный и запутанный клубок, и если разматывать его, то проще начинать не с начала, а с конца, - охотно отозвался Слава, заметив заинтересованность и перемены в Ромкином настроении. - Например, слово "секс", которое обозначает сегодня чуть ли не любое касание половыми органами, ещё сто лет назад употреблялось весьма редко и означало исключительно акт, направленный на деторождение. То есть любое другое сношение сексом вообще не считалось. А оральное или анальное проникновение было сродни мастурбации, по крайней мере не более постыдными или тяжкими грехами. Закрытые мужские и женские пансионы провоцировали однополые отношения сплошь и рядом, и все смотрели на это сквозь пальцы как на издержки хорошего образования. Иметь же разнополые отношения, те, что и считались тогда сексом, могли позволить себе лишь люди взрослые. Такие союзы являлись своего рода показателем зрелости мужчин и женщин. И напротив, однополые считались инфантильными, а потому в обществе не признавались достойными и равными, это был лишь пережиток юности, через который проходили почти все, но предпочитали об этом никогда не вспоминать вслух. И ни о какой ориентации тоже речи не шло, это достаточно новый термин, тогда различались предпочтения, которые с годами, как правило, менялись, но иногда и нет. Понять сейчас это довольно сложно, а поверить ещё труднее. Но попытайся мыслить не привычными для тебя терминами и психологией, а, например, с позиции чистого листа, как будто ты вообще никогда не слышал о сексе ничего - ни хорошего, ни плохого. Вот, к примеру, откуда взялся термин "грязная шлюха"? Кто она такая? Это вовсе не девушка лёгкого поведения, которая давно не мылась. История этого ругательства довольно практична и логична. Презерватив, как и нынешний термин "секс", появился опять же сравнительно недавно - те же сто лет назад, по крайней мере в массовом варианте. А проституткам во все времена требовалось контролировать количество своих беременностей. С абортами, надо заметить, тогда дело обстояло худо. Так вот, именно из-за причин контроля рождаемости анальный секс был более распространенным, безопасным и дешёвым вариантом. Такой секс стоил в разы дешевле традиционного, а поскольку он изначально не предполагал беременность, то и сексом не считался. Ни с точки зрения церковного перечня грехов, ни с точки зрения собственной личной ответственности, это даже супружеской изменой не являлось. Выигрывали все. Из-за физиологии прямой кишки такой секс назывался "грязным", а девушки, предоставлявшие подобные услуги, соответственно, именовались теми самыми грязными шлюхами. И явление это было весьма обыденным, и даже почти не обидным - скорее, оно просто честно отражало суть. Массовая контрацепция сотворила злую шутку: запретное она сделала доступным и дешёвым, а обыденное стало несмываемым позорным преступлением. - А какая связь между этими грязными шлюхами и педиками в искусстве? - А какая связь между бродячими собаками и вокзальными беляшами? Вроде бы никакой, но интуитивно мы чувствуем, что она все-таки есть... Так и здесь, возвращаясь к теме гомосексуализма, налицо анатомическая и психологическая схожесть. Поскольку природа и мужчин, и женщин наделила одинаковыми по своему устройству жопами, то и разницы особой в те времена не делали, чью жопу использовать для удовольствия; и оказать "любезность" ближнему мог позволить себе каждый, хотя бы взамен на ответную услугу. Предполагаю, что такая практика была распространена среди юных друзей-гимназистов, не имевших лишних карманных денег на "грязных шлюх", и бедных студентов, которые расходовали свой скудный бюджет на более значимые вещи. Как говорится, зачем платить больше, если можно вообще не платить? Разумеется, речь не идёт о том, что всего сто лет назад люди сношались анально без разбора. Были тогда и мораль, и нравы, и дуэли, и честь, но вот то, что тяжким грехом ни для девушек, ни для юношей подобное поведение не являлось - это факт! Это было, скорее, тренировкой и даже поддержкой друг друга, иногда проявлением заботы и уважения, если угодно; ну и, конечно же, возможностью получить регулярную разрядку и, как ни парадоксально, опыт для дальнейшего построения здоровой семьи. Уж насколько данный факт имеет прямое отношение к искусству, утверждать не возьмусь - корреляция, как и с вокзальными беляшами, довольно призрачная, но очевидно, что наследие и обилие шедевров по сравнению с нынешним временем, куда богаче, будь то живопись, архитектура, поэзия и, конечно, музыка с бесконечным количеством потрясающих композиторов и музыкантов. - Они, что, все были голубыми? - Конечно нет! Но в естественных вещах они не видели крамолы; это распространялось на все потребности человека, а потому и свободы внутри наших предков имелось куда больше, а без нее нельзя творить. А сегодня что? Не искусство, а авторские поделки кое-как обученных ремесленников! На весь мир достойных наберётся не больше, чем раньше было в каждой отдельной империи, даже без учёта разницы в численности населения. Может, всё дело в презервативах? - с шутливой патетикой закончил Вячеслав Андреевич. Рома финальной шутки не оценил, размышляя и пытаясь осознать масштабы услышанного. - Фотографировать мужиков я все равно не стану! Вячеслав Андреевич широко улыбнулся. - Ты художник тебе и решать. А если серьёзно, то я и не рассчитывал на значимые немедленные перемены в твоём сознании. Они появятся постепенно, как ростки. И, кто знает, во что и до каких высот они вырастут, - ободряюще закончил он и собрал лежащие журналы в аккуратную стопку. - Сомневаюсь, - по-детски упрямо вставил Рома. - Ты похож на моих студентов, они тоже многое принимают в штыки, но проходит время и некоторые из них приятно удивляют... - Слава встал и убрал журналы на полку стеллажа. - Ты и с ними ведёшь такие беседы? - почему-то удивился Рома. - Нет, я не преподаю половое воспитание, моя специализация иная. - Включив чайник, Слава снова сел за стол. - Но, как ты заметил, искусство само по себе неоднозначно и не может быть таковым. Оно тем и прекрасно, что, как бы ни переписывали историю, остаётся точным слепком эпохи, и внимательный человек всегда сможет разглядеть истинное положение вещей. Я бы даже осмелился утверждать, что искусство куда точнее и информативнее летописей. Рома встал, подошёл к маленькому столику с посудой и положил в пустые чашки чайные пакетики. - ...А на фото парней в нашем патриархальном городишке большого спроса не будет - за них нам много не заплатят, так что и фотографировать их не придётся, обещаю, - заверил Слава. - У нас своя "классическая" клиентура! Мы не пишем историю, мы зарабатываем деньги. Чайник вскипел, и Вячеслав Андреевич налил кипяток в приготовленные чашки. Позже тема однополой любви специально не поднималась. Рома, как и прежде, видел журнальные развороты с мужскими торсами и пружинистыми бедрами, но трагедии больше из этого не делал. Иногда, под настроение, Вячеслав Андреевич рассказывал удивительные истории и факты из жизни известных людей. Особенно впечатлил сюжет о святом Себастьяне, к которому сотни раз возвращались живописцы и каждый раз пытались отыскать в нем нечто новое, а увидев версию Хендрика Тербрюггена, Ромка и вовсе покраснел и даже сам не сразу понял почему... А дело оказалось в том, что к пронзённому стрелами юноше невольно испытываешь сострадание, а к тому, кто страдает за правое дело, невозможно не испытывать симпатии. Символические злые стрелы неотвратимо проникают в обнаженную незащищённую плоть, причиняя страдание и боль, но эти муки - его осознанное решение, в этом уже таится некая аллегория и двусмысленность. А в отличие от многих других интерпретаций сюжета, где этот намёк более явный за счёт утончённых и женственных форм героя, на том полотне Себастьян лишён излишнего гротеска и феминности, он просто обыкновенный и почти осязаемый мальчишка, которому нужны помощь и забота. А уличить себя в желании заботиться о незнакомом голом ровеснике - это весьма противоречивое чувство. Словом, истории, рассказанные учителем, доставляли удовольствие. Слава умел заинтересовать, без сомнения, сказывались его профессиональные преподавательские навыки. Это были не просто занимательные сказки; главное в его рассказах - он всегда заставлял думать и обожал вопросы, но никогда не давал прямых и немедленных ответов, он подсказывал, добавлял вводных или припоминал схожую историю, подталкивая к размышлениям. В результате ответы получались изящными и желанными. Складывалось впечатление, будто не было такого, чего Вячеслав Андреевич не знал. И Ромка сам не заметил, как быстро Слава стал для него непререкаемым авторитетом. Немного смущало то, что за всеми этими "поэтическими вечерами" стояла коммерческая эротика, далеко не самого высокого качества. Но, может быть, именно такие неторопливые беседы и оказались тем самым стимулом, который заставлял учиться и не довольствоваться малым. Так прошло два месяца. Роман уже проводил съёмки увереннее и, может, даже наглее. Однажды он, как полагается, пришел в салон за оплатой, но Славы не было. Очередь выстроилась приличная, и Рома крутился возле витрин с альбомами, ожидая удобного случая спросить про Вячеслава Андреевича у продавцов. И тогда он подумал, что если Слава вдруг совсем не объявится, то не сможет его больше найти. В самом деле, Рома ничего не знал о нем: ни номера телефона, ни домашнего адреса, ни даже фамилии. В этот момент Романа как раз заметила молоденькая продавщица с короткими темными волосами. Ее он и раньше видел, но знаком не был. Девушка приветливо кивнула и, пригласив жестом, запустила за прилавок в служебную зону. - Вас же Ромой зовут? - Да, а вас как? - Я Саша, - добродушно ответила девушка и по-мужски смело протянула узкую руку. - Вячеслав Андреевич извинялся - у него неотложные дела, он не сможет быть сегодня в салоне и просил передать вот это, - Саша достала из стола конверт. Рома заглянул в него - там лежала привычная зелёная банкнота. Убедившись, свернул конверт пополам и убрал в карман. - А ещё он просил отдать вам... это подарок. - Саша сняла с полки стеллажа увесистый запечатанный бумажный свёрток. Ни о каком подарке Слава не предупреждал, а потому Рому раздирало любопытство, он вопросительно посмотрел на Сашу. Та без слов его поняла и снова улыбнулась: - Можете открыть, если хотите, - и протянула большие ножницы. - А вот здесь надо расписаться и указать паспортные данные, фамилию и имя - полностью, внизу расписаться в получении. Это для бухгалтерской отчётности требуется, книгу заказывали через наш салон, - пояснила она и подсунула небольшую квитанцию. На упаковке значился адрес отправителя: "город Москва. Издательский дом...". Рома срезал запечатанный край. Внутри пряталась увесистая глянцевая книга "Справочник фотографа". Это было настоящее счастье! Быстро пролистав, Рома сразу оценил, какое сокровище попало ему в руки. Там было всё! Такой книги в обычном магазине не сыскать. Теперь понятно, почему её пришлось специально заказывать в столице. Радость была неописуемая. - Поздравляю! Похоже, вам понравилось! - напомнила о себе Саша. - Не то слово! Огромное спасибо! - всё ещё пребывая в эйфории, благодарил Рома, позабыв о том, что рядом едва знакомый человек. - Я обязательно передам Вячеславу Андреевичу, - добродушно пообещала Саша. - Да-да, обязательно передайте! - тут Рома обратил внимание на заднюю обложку, и от цены за книгу его глаза округлились. - Рома тут же заполнил квитанцию. - Вячеслав Андреевич просил передать, что завтра он назначил съёмку на пятнадцать ноль-ноль. Вы сможете? - Да, конечно! - Чтобы вы не забыли, я написала время на листке и вложила в ваш конверт, - и Саша лукаво улыбнулась, как будто знала ещё какой-то секрет. Ромке сделалось неловко за поспешность, с которой он убирал конверт в карман, так как Саша, оказывается, и так знала, что в нём. На следующий день, явившись на съёмку, Рома понял причину той её лукавой улыбки - его моделью была она. - Какая неожиданная встреча! - театрально воскликнула Саша, словно они давние приятели. - Да уж, - пробормотал озадаченный Ромка. В отличие от неё, он-то и вправду был удивлен. Саша оказалась милой, они тут же перешли на ты. Но вот как модель она оказалась весьма зажата, оттого наигранно распутна. Позы выглядели фальшиво, улыбка резиновая, и в то же время будто бы ненароком пыталась скрыть все свои "интересные" места. В общем, съёмка получилась по-дилетантски вульгарной, а результат худший из всего, что когда-либо снимал Роман. Вероятно, сказался факт их предварительного знакомства. С незнакомыми девушками таких проблем не возникало. С ними незачем было поддерживать "светский" диалог - Рома полностью отдавался процессу и чувствовал свою неоспоримую власть. Когда все закончилось, из вежливости он вызвался проводить Сашу до остановки. Шли почти молча, разговор так и не стал дружеским. Когда Саша села в трамвай, Рома с досадой подумал: "Она такая же..." Такая же, как кто? Он не смог себе ответить, и почему так резко испортилось настроение и откуда эта напряжённость в общении, он не знал. Рома с тоской резюмировал, что после первых и единственных своих отношений он выпал из реальности, то есть совершенно разучился общаться с девушками, а может, никогда и не умел, и признание этого факта безмерно огорчало. Ещё Рома подумал, что вчера, когда Саша передала подарок, она показалась привлекательной и чистой, хоть и странной. А сегодня она пришла на съёмку, как те, другие девушки, о профессиональной деятельности которых Рома догадывался и опасался иметь с ними что-либо общее. С теми девушками он строил общение с нотками пренебрежения и не подбирая слов: если требовалось, чтобы модель встала раком, он так и говорил - это экономило время и силы. Его не интересовало, что о нём подумают. У Ромы не было задачи понравиться им, даже напротив, он панически боялся подцепить какую-нибудь болезнь. А потому о сексе с моделями даже не помышлял, разве что только потом, лёжа в ванной, в одиночестве. Но во время съёмки с Сашей Рома то и дело спотыкался о термины, подыскивал приличные выражения для неприличных поз, тем самым вгоняя себя в краску. Это было неудобно и, без сомнения, портило результат. Словно школьник уговаривал одноклассницу показать сиськи - жалобно и безнадежно. Унизительное ощущение просящего напрочь убивало и мужскую самооценку, и профессионализм фотографа, которым он уже начал гордиться. Но Рома был вынужден признать и другой факт, что Саша оказалась единственной из всех моделей, секс с которой его совсем не пугал, а наоборот. Ему хотелось ей понравиться. Это внутреннее противоречие навевало тоску. Проводив Сашу, он поспешил домой, в свою спасительную ванну. От следующей съёмки Рома отказался, это был единственный раз, когда он попросил её перенести. Минувший провал переживал слишком серьезно. Рома успокаивал себя, что это всего лишь одна случайная неудача - не более, но настроение всё равно неумолимо портилось, а перед глазами всплывал несексуальный образ Саши, да ещё и в одежде. Точнее, в фирменной черной футболке работника фотосалона, и Саша снова и снова с лукавой улыбкой вручала ему упакованную книгу. Желая избавиться от навязчивого образа, всё свободное время Рома изучал тот самый справочник: что-то выписывал на листок, чертил схемы постановки света. В конце книги имелись переводы статей из зарубежных журналов. В одной из них Рома впервые прочел о том, что, оказывается, в мире давно ведутся разработки фотоаппарата без пленки. То есть электронная матрица должна была выполнять роль пленки и без всяких химических превращений, с помощью электрического кабеля выводить изображение на экран компьютера. Это всё показалось Роману сказочным, хотя сама по себе идея была гениальна. Рома подумал, что, чтобы достичь достойного качества, таким фотоаппаратам понадобятся не менее десяти лет постоянных усовершенствований. Так что вся эта информация воспринималась не более, чем занимательная фантастика будущего. Когда через неделю депрессия, связанная с провалом, отступила, Рома появился в салоне и попросил назначить время для новой съёмки. Слава встретил радостно, не стал ни о чем спрашивать, а только сказал, чтобы Рома приходил завтра к Артёму к трем часам. В назначенное время модель не пришла. Рома скучал в комнате, протирая объектив, и жалел, что не взял с собой свою уникальную книгу, чтобы сейчас скоротать время ожидания. Артём в это время оставался на кухне, несильно гремел посудой. Прошел почти час, а девушка так и не явилась. Зато в комнату вошёл Артем и предложил выпить чая, причем сделал это в своей вежливой манере и на вы. Рома удивился гостеприимству и даже подумал, что это просто формальность, рассчитанная на отказ, но всё-таки согласился. Они прошли на кухню. На идеально чистом столе на салфеточках стояли чашки. "Значит, приглашение не из вежливости", - успокоился Рома. В большом блюде на столе уложены печенье и конфеты. Для обычного домашнего чаепития такое оформление явно слишком торжественное. А с учётом того, что это сделал сам Артём, это было вдвойне удивительным. Рома и сейчас-то может, наливая чай, разлить на стол, а уж перекладывать печенье из коробки в вазочку ему бы и в голову не пришло. И теперь, сидя за столом, Рома впервые обратил внимание на все странности, которые он успел подметить. Педантичность Артема действительно поражала своей повсеместностью: в доме немного мебели, можно сказать, только самое необходимое - без излишеств. Но всё находилось в безупречном порядке, создавалось впечатление, будто это дом-музей, специально приведенный в порядок для предстоящего посещения гостей. Роме нравилось бывать здесь. Он вдруг подумал, что в этой чужой квартире он чувствовал себя хорошо и уютно. Домашнее тепло достигалось какими-то свежими и живыми штрихами, вроде тех салфеток под чашками. В квартире отсутствовали темные уголки, везде внимание к мелочам. Рома подумал, что ни он сам, ни его друзья, у которых он бывал в гостях, никогда бы не смогли достичь такого совершенства в уборке. Девчоночья комната по умолчанию находится в более ухоженном состоянии, чем у мальчиков. Но даже у Иры - его первой любви, чистюли и аккуратистки, на письменном столе творился творческий хаос из учебников и тетрадок. Там же лежали ее рисунки, магнитофонные кассеты, жестяная баночка с карандашами. Но всё-таки это казалось порядком. Например, учебники у нее были в одинаковых чистых обложках; карандаши, все как один, остро отточенные. И, конечно же, Ромка считал Иру идеалом! Но порядок в доме Артёма, не шел ни в какое сравнение даже с комнатой самой аккуратной девочки. Рома сел за стол и сразу же нечаянно расплескал несколько капель из чашки. И не успел сконфузиться, как Артём, не моргнув глазом, молниеносно поменял намокшую бумажную салфетку на новую такую же. А вот куда он успел выкинуть промокшую, Рома даже не успел проследить, словно только что ему показали фокус. Чаепитие грозило превратиться в великосветский раут, отчего становилось ужасно неловко. Собрав всю волю и выдержку, Рома осторожно поднял чашку и чуть-чуть отхлебнул. Чай оказался вкусным, чувствовалась земляника и ещё какой-то ягодный, но незнакомый аромат. Рома взглянул на Артёма. Тот беспечно сидел напротив в своей солнечной футболке, не обращая на Ромку внимания: взял шоколадную конфету, ловко расправился с фантиком и целиком отправил конфету за щёку, отчего щека раздулась, как у хомяка. Конфета оказалась слишком большой, и Артём попытался перевернуть ее языком, но та оттопырила щеку ещё больше. Он поднес чашку у губам и только тогда увидел, что Рома внимательно следил за его самоотверженной борьбой с шоколадным батончиком. - Фто?! - с набитым ртом и совершенно по-детски спросил Артем. - Нищаво, - передразнивая, прошепелявил Рома. И тут словно рухнула между ними стена давней и неизменной официальности - Артём засмеялся, конфета мешала ему, он пытался запить её чаем, но от сдерживаемого смеха облился. На жёлтой футболке расплывались темные пятна чая и шоколада. Смех накрыл обоих. Артём вскочил, прикрывая рот руками, кричал, чтобы Рома его не смешил, и убежал в ванную. Через минуту он вернулся в новой синей футболке с принтом в виде трёх вертикальных бодрых морковок и надписью "I’m Living Upside Down". Похоже, в его гардеробе все футболки родом из детского сада. Лицо Артема сделалось нарочито серьезным, а волосы после умывания свисали сосульками. На светлых ресницах блестели капельки воды. Он демонстративно взял новую конфету и, манерно откусив от нее маленький кусочек, запил его чаем. Только отсмеявшийся Рома снова засмеялся. - Ну что опять?! - жалобно заскулил Артём. - Да всё нормально - просто вспомнил, - и Рома, передразнивая, будто сам того не желая, медленно раздул щёки. Артём тоже засмеялся, на этот раз открыто. Его улыбка оказалась чистой и светлой. Передние зубы чуть крупнее, чем им бы полагалось быть, и между ними маленькая щель. Оттого Артем напоминал мультяшного веселого кролика. Единственное, что портило улыбку, хоть и небольшой, но заметный косой скол верхнего зуба. Раздался дверной звонок. Артём вмиг сделался серьезным и без слов пошел открывать. "Пришла..." - почему-то с досадой подумал Рома. Он вдруг поймал себя на том, что ему... так хорошо здесь. И за эти несколько минут он словно вернулся в детство, но не в своё, а в то, про которое читал в книжках: добрые пионервожатые, верные друзья, бесконечное лето, костер по вечерам и приключения. После армии в жизни Ромы будто выключили солнце - не осталось ни школьных друзей, ни поздних летних вечеров с гитарой во дворе, не собирались шумные компании - всё изменилось, стало совсем не так... Словно вечный промозглый ноябрь вытягивал жилы; все куда-то спешили, чем-то озабочены, и самое главное - Ира стала чужой. Рома уходил из одного мира, а вернулся в другой: незнакомый, одинокий, холодный. Может, удастся ещё посидеть на этой уютной кухне, да и Артём оказался вовсе не букой. Это был совсем другой Артём, к которому сразу чувствуешь симпатию и расположение. Даже странно, что раньше Рома этого не замечал. Съёмка прошла быстро. Модель, как и большинство, оказалась незнакомой. Ее звали Таней. На вид лет восемнадцать, русые прямые волосы ниже плеч. Кукольные серьезные глаза, длинные ресницы, большой рот с пухлыми губами, бледная кожа. Полный стандартный набор прелестей. А вот само тело подкачало: грудь оказалась маленькой, точнее, просто намек на нее, как у девочки-подростка. По всему телу рассыпаны целые созвездия родинок. Зато ниже снова ждал приятный сюрприз! Никаких прыщей, покраснений, отросших волос и даже щетины от бритвы. Цвет кожи ровный, бугорок приподнят, губки широкие, симметричные, яркий, нахально вздёрнутый влажный клитор, обрамлённый сочными розовыми губами. А снизу - ложбинка, словно створка ракушки: ровная, с перламутром, зовущая в бездну. Одним словом, картинка! Неразумно упустить такой шанс - снимать крупным планом. Но Рома не любил эти самые крупные планы, о "зуммах" тогда он даже не слышал, и для того, чтобы снять близко, приходилось буквально приближаться к модели, иногда почти вплотную. А это с физиологической точки зрения весьма непросто! Даже когда Таня всего лишь беззастенчиво сняла белые полупрозрачные трусики, член Ромы мгновенно раздулся, как поливочный шланг, по которому сильным напором пустили воду, но конец перегнули и безжалостно наступили ботинком. А уж снимать такую красоту с расстояния вытянутой руки и вовсе изощрённая пытка, но Рома одёрнул себя: "Я же фотограф! Я хочу только лучшие фото!" После съёмки Рома уже не помышлял о чаепитии на кухне, а лишь торопился "выпустить пар". Он отдал плёнку Артёму, почему-то с грустью отметил, что на кухонном столе не было уже ни чашек, ни сладостей, ни салфеток. Артём как будто хотел что-то сказать, но Рома торопливо попрощался, всё о чем он мог теперь мечтать, - это поскорее оказаться в собственной ванне. Трусы успели намокнуть от вытекшей смазки. Идти по улице, мягко говоря, было некомфортно. "Вот тебе и фотограф! Вот тебе и лучшие снимки!" - с досадой думал он, стараясь шагать быстро, но не причиняя боли распухшим яйцам. Да, у этой профессии, несомненно, имелись издержки! Примечания: Продолжение ровно через неделю. Полный текст на Ridero
09 ОКТЯБРЯ 2021
|
МАКСИМ ЛИСТИК
Ссылка:
Смотрите также
#ФОТОГРАФИЯ, #ЭРОТИКА
20 откровенных фото звезд "Красного, белого и королевского синего"
Долгожданная киноверсия гейского ромкома "Красный, белый и королевский синий" стала сенсацией после премьеры на Amazon. Просмотрите фото Переса и Голицына из их соцсетей - они точно утолят вашу жажду! Если секса в самом фильме вам оказалось недостаточно.
В лидерах твинки из Азии и парни-натуралы: Pornhub подвел гей-итоги года
19 декабря 2023
Райан Фосетт из "Братанов" показал свои "прелести" поклонникам
12 декабря 2023
Голливуд или OnlyFans? Дэн Бенсон сделал окончательный выбор!
21 ноября 2023
Мигель Герреро снял трусы и бутсы ради горячих фото на OnlyFans
5 ноября 2023
Красавчик-ремонтник: Зейн Филлипс и его фото, от которых горит Интернет
30 сентября 2023
Календарь с рыжими красавцами в 2024 году выходит на новый уровень
28 августа 2023
Шути Гатва полностью разделся для прайд-обложки британского Vogue
18 июня 2023
Малума поделился фото нагишом из бассейна
23 марта 2023
Рон Амато сфотографировал 10 000 пенисов. Лучшие попали в книгу за 100 долларов
17 марта 2023
|
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
|
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
* КВИР (queer) в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный". |