Ваше сообщение размещено
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на отзывы. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на отзывы. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве и подписки на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах, для подтверждения своего e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию. Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо. Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail. Это подтверждение требуется сделать один раз. Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам". Закрыть
Подтвердите, что вы не робот
Может показаться удивительным, но судя по роману "Воскресение", однополые браки обсуждались российскими сенаторами в 1890-х годах.
Не называя имени, один из героев ссылается на "немецкого писателя", - имея в виду, скорее всего, Магнуса Хиршфельда, который в 1897-м году создал в Берлине первую правозащитную организацию "Научно-гуманитарный комитет", боровшийся за отмену 175-го параграфа (каравшего за однополые связи). Роман был задуман и написан в 1887-1899 годах. И в том же 1899-м Хиршфельд начал издавать первый в мире междисциплинарный журнал, посвящённый проблемам гомосексуальности. Невозможно не любить Толстого за его "диалектику души" и доверие к своей гуманной интуиции. Даже сталкиваясь с далёким для себя явлением, он остаётся гуманистом - в высоком значении этого слова. Роман "Воскресение" вообще очень созвучен нашему времени, посвящённый карательной машине государства, полицейщине, тюрьмам и судам, ханжеству режима, где "порочные люди хотят исправлять порочных людей". На этом фоне разговор сенаторов за чаем - о чиновнике, который "уличён" в однополой связи, выглядит примером лицемерия. (Статья 995 в Российской империи карала за добровольный секс между мужчинами - лишением всех прав, состояния и ссылкой в Сибирь на 4 - 5 лет). ... Это было дело директора департамента, пойманного и уличенного в преступлении, предусмотренном статьей 995. - Какая мерзость, - с гадливостью сказал Бе. - Что же тут дурного? Я вам в нашей литературе укажу на проект одного немецкого писателя, который прямо предлагает, чтобы это не считалось преступлением, и возможен был брак между мужчинами, - сказал Сковородников, жадно, с всхлюпыванием затягиваясь смятой папиросой, которую он держал между корнями пальцев у ладони, и громко захохотал. - Да не может быть, - сказал Бе. - Я вам покажу, - сказал Сковородников, цитируя полное заглавие сочинения и даже год и место издания. - Говорят, его в какой-то сибирский город губернатором назначают, - сказал Никитин. - И прекрасно. Архиерей его с крестом встретит. Надо бы архиерея такого же. Я бы им такого рекомендовал, - сказал Сковородников и, бросив окурок папироски в блюдечко, забрал, что мог, бороды и усов в рот и начал жевать их". Любимый толстовский метод - проверка слов героя "натурой" человека: карикатурность облика ставит под сомнение моральную позицию. Если автор хочет выразить скепсис и неверие в искренность героя, он находит яркую деталь. Жевание усов - такой комический изъян, который есть и в знаменитой сцене церковного причастия (она была запрещена цензурой). В этом эпизоде священник после службы уносит "чашку за перегородку и, допив там всю находящуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела бога, старательно обсосав усы и вытерев рот и чашку, в самом весёлом расположении духа вышел из-за перегородки". Сенатор Сковородников - не меньший лицемер, чем собеседники: "либерал" Бе или "председатель Никитин". Сцена чаепития сенаторов комична от начала до конца: "Сковородников, сидевший против Вольфа и всё время собиравший толстыми пальцами бороду и усы в рот, тотчас же, как только Бе перестал говорить, перестал жевать свою бороду и громким, скрипучим голосом сказал, что, несмотря на то, что председатель акционерного общества большой мерзавец, он бы стоял за кассирование приговора..." Толстой даёт волю авторской иронии: "Бе слушал Вольфа с грустным лицом, рисуя гирлянды на лежавшей перед ним бумаге. Бе был либералом самого чистого закала. Он свято хранил традиции шестидесятых годов, и если отступал от беспристрастия, то только в сторону либеральности...". Но это не мешает Бе поддерживать статью 995 ("Фу, какая мерзость, - с гадливостью сказал" он). Бородатый Сковородников с напряжённым интересом следит за темой "брака между мужчинами", помня наизусть "полное заглавие сочинения и даже год и место издания". Несмотря на восклицание: "Что же здесь дурного?", он явно бережёт в памяти данные этой книги как комический казус и анекдот для болтовни (он "громко захохотал"). Толстой замечает: "Сковородников был материалист, дарвинист и считал всякие проявления отвлечённой нравственности или, ещё хуже, религиозности, не только презренным безумием, но личным себе оскорблением". Брак между мужчинами для него - повод посмеяться над религией. С гуманными мотивами это никак не связано. "И он, засовывая себе в рот бороду и делая гримасы", очень натурально притворился, что ничего не знает об этом деле..." (имеется в виду кассация Нехлюдова о пересмотре приговора Кате Масловой). *** Сенаторы - "либералы", монархисты и "материалисты" - выведены Толстым в абсолютно гротескном духе. Их верность уголовной статье, сулящей годы каторги за добровольные сексуальные отношения, органично вписана в общую картину репрессивной государственной машины - в годы её вырождения. Отношение к геям становится в романе своего рода тестом на гуманность, который властная "элита" не проходит. Не являясь защитником прав (как бы мы сейчас сказали) гей-сообщества, Толстой встаёт на защиту простой человечности, считая уголовное преследование геев частью репрессивной политики государства. Это не сказано прямо, но портреты проводников такой политики - слишком красноречивы. Это видно и по изображению отправленного в Сибирь чиновника, который (по неназванным причинам) не был обвинён по статье, хотя легко мог получить реальный срок. (Как и в годы действия советской 121-й статьи, репрессии носили избирательный характер в силу невозможности общего применения). Мы встречаем его на обеде у генерала: "Губернатор дальнего города был тот самый бывший директор департамента, о котором так много говорили в то время, как Нехлюдов был в Петербурге. Это был пухлый человек с завитыми редкими волосами, нежными голубыми глазами, очень толстый снизу и с холеными, белыми в перстнях руками и с приятной улыбкой. Губернатор этот был ценим хозяином дома за то, что среди взяточников он один не брал взяток. Хозяйка же, большая любительница музыки и сама очень хорошая пианистка, ценила его за то, что он был хороший музыкант и играл с ней в четыре руки. Расположение духа Нехлюдова было до такой степени благодушное, что и этот человек был нынче не неприятен ему". *** Толстой верен своей творческой концепции, вникая в "диалектику" внутреннего и внешнего. Несмотря на уголовную статью и "позор" ориентации, герой - честнее остальных, что выглядит в романе моральным парадоксом. Образ честного "развратника" - почти религиозная метафора, восходящая к библейской "блуднице", взятой Христом под защиту. Катюша Маслова и Соня Мармеладова (у Достоевского) в каком-то смысле - сёстры по несчастью для "блудника" из "Воскресения". Их человеческая честность не сразу очевидна в тени "позорного" общественного статуса. По сути, в "Воскресении" не только Катя Маслова - жертва правосудия и ханжеской морали, но и безымянный гомосексуал, чудом ускользнувший из-под действия закона (он вполне мог получить 4 года каторги), отторгнутый обществом - вопреки человеческим свойствам. "Порочные люди хотели исправить порочных людей, - говорит Толстой в конце романа. - Ему стало ясно теперь, что всё то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели (...) будучи злы, исправлять зло". Знакомая картина "текущего момента", где коррупционеры и преступники преследуют мирных граждан, поражают их в правах под крики о "семье" и "морали". Свойство русской классики - веками оставаться актуальной... *** Впрочем, у Толстого были "личные" причины для гуманистической позиции. Он прекрасно помнил свою историю влюблённостей в мужчин и не раз писал об этом в дневнике. Он не принимал сексуальной ипостаси этих чувств, но то, что этот духовный опыт не имеет к аморальности никакого отношения, он знал на собственном примере. И.С.Кон приводит несколько цитат из дневника 23-летнего писателя (29 ноября 1851 года): "Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне не хочется верить, чтобы это была любовь; (...) притом же от 13 до 15 лет - время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту пору действует с необыкновенною силою. В мужчин я очень часто влюблялся.. Для меня главный признак любви есть страх оскорбить или просто не понравиться любимому предмету, просто страх. (...) но никогда мысль о возможности соития не входила мне в голову". Перечисляя влюбленности в мужчин, Толстой упоминает, в частности, "необъяснимую симпатию" к Готье: "Меня кидало в жар, когда он входил в комнату... Любовь моя к Иславину испортила для меня целые 8 месяцев жизни в Петербурге. Хотя и бессознательно, я ни о чем другом не заботился, как о том, чтобы понравиться ему... Часто, не находя тех моральных условий, которых рассудок требовал в любимом предмете, или после какой-нибудь с ним неприятности, я чувствовал к нему неприязнь; но неприязнь эта была основана на любви. К братьям я никогда не чувствовал такого рода любви. Я ревновал очень часто к женщинам". "Красота всегда имела много влияния в выборе; впрочем - пример Дьякова; но я никогда не забуду ночи, когда мы с ним ехали из П<ирогова> и мне хотелось, увернувшись под полостью, его целовать и плакать. Было в этом чувстве и сладострастие, но зачем оно сюда попало, решить невозможно; потому что, как я говорил, никогда воображение не рисовало мне любрические картины, напротив, я имею к ним страстное отвращение". Во второй редакции "Детства" Толстой рассказывает о влюбленности в Ивиных (братья Мусины-Пушкины). Автор подчеркивает, что это была не дружба, а именно любовь, о которой он никому не рассказывал. Очень близка к любви и страстная дружба Иртеньева к Дмитрию Нехлюдову", - пишет И.С.Кон. *** Любой гениальный писатель - не просто "трагический тенор эпохи", говоря словами Блока, но, как правило, и правозащитник, выступающий за достоинство человека - вопреки репрессивным традициям. Когда я бываю в Ясной Поляне и иду по длинной тенистой аллее к могиле Толстого в Старом Заказе, то всегда испытываю личные чувства к этому человеку. Когда-то в школе "Отрочество" стало для меня откровением, а страницы, посвящённые влюблённости в друга, подарили представление о самом себе. Гуманность, интуиция, доверие к собственным чувствам, вопреки стереотипам, до сих пор в России - большая ценность. Толстой - редкий случай соответствия творческого гения масштабу человеческой личности.
07 ДЕКАБРЯ 2020
|
ALEXANDR HOTZ
Ссылка:
Смотрите также
#БРАК, #ЛИТЕРАТУРА
Историческое решение Ватикана: Папа Франциск благословляет однополые союзы
19 декабря 2023
Рассел Тови представляет мир британского поэта и художника Дэвида Робиллиарда
3 декабря 2023
Писатель Микита Франко ушел с "Фикбука" из-за хейта "мимокрокодилов"
9 ноября 2023
На 400 % выросло в США число книг, запрещенных в школьных библиотеках
28 сентября 2023
Писатель Микита Франко: "...Вернувшись в Казахстан, я стал сильнее чувствовать себя"
24 сентября 2023
Минюст РФ внес писательницу Линор Горалик* в реестр иностранных агентов
21 августа 2023
Битва за права ЛГБТ в Вайоминге: директора библиотеки уволили после 27 лет работы
20 августа 2023
В спектакле "Саши+Маши" о борьбе с "перверсиями" нашли "ЛГБТ-пропаганду"
14 августа 2023
Мария Каллас хотела "изменить" Пазолини, предлагая выйти за него замуж
22 июля 2023
|
МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
|
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
* КВИР (queer) в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный". |