КВИР
Кино-weekend: "Мой личный штат Айдахо" и "Эротическая симфония"
Когда гей-кино вышло из "подвалов" и трэш-режиссер о гомосексуальности всерьёз и без "клюквы": два удивительных фильма по выбору кинокритика журнала "Квир".
"Мой личный штат Айдахо"


Мой личный штат Айдахо / My Own Private Idaho
  • Год выпуска: 1991
    Страна: США
    Жанр: драма, роуд-муви
    Режиссер: Гас Ван Сент / Gus van Sant
    В ролях: Ривер Феникс, Киану Ривз, Удо Кир
    Что интересного: когда гей-кино вышло из "подвалов"

Кино об одиночестве, о дружбе, о поиске дома. Не о мужчинах-проститутках. Ривер Феникс, живший быстро и умерший в 23 года, играет свою лучшую роль - нарколептика Майка, вспоминающего детство, ищущего маму, семью. С ним - Скотт (Ривз), бунтующий "золотой ребёнок", бесящейся "с жиру" и играющий в проститутку. Скотт даже не гей, к слову. А вот Майк - вполне возможно. И их отношения не дают сюжету распасться на части. Во второй половине ленты режиссер фокусируется на гротескном персонаже Боба, но мы упорно продолжаем следить за Майком и Скоттом. Они цитируют Шекспира ("Генри IV") и колесят по бескрайнему, безразличному к ним Орегону. Линия горизонта, океан неба, пролетающие облака. Ривз многим кажется зажатым - наверно, потому что так и есть. Тем не менее, он подходит на роль - так и задумывалось. Но ещё больше на роль подходит Ривер Феникс, пробуждающий здесь воспоминания о Джеймсе Дине - другом голливудском блудном сыне, жившим быстро и умершим в 24 года, очаровательном и трагичном. Ривер Феникс словно знает, что ему осталось недолго - и он вошёл в историю с "Моим личным штатом Айдахо", как Дин остался "Бунтарём без причины". Ривер ищет дом, которого нет - тем более, на этих бесконечных пустынных дорогах в вечное "никуда".

Кино мимикрирует под Шекспира. Его цитаты не случайны. Мы имеем здесь всепоглощающую страсть, поиски любви, призраки родителей, окостенение юных душ, внутренняя борьба, трагедия. Некоторые отсылки к английскому классику чересчур "лобовые", неожиданные. Но в них нет претенциозности. И они даруют фильму новое измерение, избавляя его от бремени социальной мелодрамы (сравни с "Тельма и Луиза").

"Мой личный штат Айдахо" - поэтичное и горькое роуд-муви, возможно вершина творчества Гаса Ван Сента, в итоге сдавшегося на милость фасадного Голливуда ("Умница Уилл Хантинг" ещё терпим, но ремейк "Психо" - это финиш!). Здесь он бесстыже смешивает стили - он нежен, но не сентиментален. Он говорит о важных вещах, но не придает этому большого значения. Словно во сне, он создает современную Одиссею - притчу о возвращении домой... о невозможном возвращении домой.

Вновь Ван Сент снимал в и о родном Портленде, штат Орегон. Он рассказал нам о двух хастлерах, которых он знал - один из них даже исполнил тут камео. Как в далеких 1980-х своим черно-белым полнометражным дебютом Ван Сент зачал американский кино-гей-андерграунд, так спустя годы, с именитыми актёрами и приличным бюджетом, он привнёс гомосексуальность в голливудский мейнстрим. Да, на постерах и обложках видео-кассет Ривз и Феникс были изображены в женских объятиях - студия изо всех сил пыталась замаскировать фильм под гетеросексуальный. Но тайное стало явным, и гей-кино наконец поднялось из "подвалов" на свет божий. Это была революция.

Эротическая симфония / Sinfonia erotica
  • Год выпуска: 1980
    Страна: Испания, Португалия
    Жанр: мелодрама, драма, древнегреческая трагедия
    Режиссер: Иисус Франко / Jesus Franco
    В ролях: Лина Ромэй, Армандо Боргес, Сьюзэн Хемингуэй
    Что интересного: трэш-режиссер о гомосексуальности всерьёз и без "клюквы"

Молодая графиня де Бриссак, вернувшись в родовое поместье из больницы для сумасшедших, обнаруживает Армана, своего законного мужа, в объятиях кудрявого ангелочка по имени Флор (цветок, то есть). Вскоре любовники находят в лесу юную монашку без сознания и решают использовать её для своих утех.... Маркиз де Сад не писал это произведение, хотя и указан автором - но он явно вдохновлял.

2 апреля 2013 года ушел из жизни Иисус "Джесс" Франко - режиссер более двухсотен фильмов, а так же актёр, сценарист, композитор, писатель, оператор, монтажер. Культовая личность среди фанатов грайндхауса, эксплуатейшена и прочих низкобюджетных жанровых кинолент. Человек, чьи фильмы слишком небрежны для критиков и слишком искусны для любителей "клубнички". Но не только чувство прекрасного, "настоящего" искусства отличало Франко от прочих ремесленников эксплуатационного кинематографа, строгающих "бревна" на радость неудовлетворенных гетеросексуалов.

Трудно (если вообще возможно) найти другой "жанровый" фильм, всерьёз говорящий об интимных взаимоотношениях двух мужчин - о гомосексуальности. Франко, подобно Хичкоку, частенько исполнял небольшие роли в собственных фильмах - и в основном это были роли геев. Друзья и продюсеры пытались отговорить его от подобных "забав" - ведь его самого могли счесть "голубым" - на что он отвечал (цитирую): "I don’t give a shit!". В 1972-м он снял фильм "Вибрации" (Les ebranlees), предвосхитивший знаменитый сюжетный твист из "Жестокой игры" Нила Джордана. Два его ведущих актёра 1970-х годов - Джек Тейлор и Говард Вернон - являлись геями (что, мягко говоря, не характерно для тех времен и тех жанров). В его фильмах сыграл/а лучшие свои роли Аджита Уилсон (бывший Джордж Уилсон - красивейший транссексуал). В военной драме "Падение орлов" в 1988-м был показан немецкий солдат-гей, который не оказался на удивление ни зверем, ни трусом, ни предателем, ни манерным идиотом. Но главный "ход конём" был сделан в "Эротической симфонии" 1980 года - взаимоотношения персонажей Армана и Флора служат столбом всего сюжета. Кто ещё в то время мог осмелиться создать подобный фильм? Гомосексуал Фассбиндер? Да, в 1975-м вышел "Кулачное право свободы" - но это был акцентированный социальный арт-хаус! Итальянский хоррор-делец Дарио Ардженто? Но он открыто издевался над гей-персонажами, высмеивал их, втаптывал в грязь! Даже сейчас не так просто найти "жанровое" кино, затрагивающее тему гомосексуальности без осуждения или пропаганды - говорящее об этом "естественно".

Это камерный фильм и снят он лаконично и безумно красиво. Используя божественную музыку Франца Листа (мы ведь говорим об эротической симфонии!) и пьес собственного сочинения, Джесс Франко творит волшебство кинематографа, погружая зрителя в сексуальное сновидение, безумное томление, головокружительную клаустрофобию и тягучий сюрреализм. Он очеловечивает миры Маркиза де Сада, даруя "марионеткам" лица и эмоции. Лина Ромэй - жена Джесса на протяжении почти 40 лет, пока смерть не разлучила их - трогательно и искренне желает вернуть любовь мужа и обрести счастье. Флор прекрасен в своей наивной юности, легкой мечтательности. Арман, словно сошедший со сцены древнегреческого театра или судьбоносной пьесы Шекспира, трагичен, ибо обречен на вечное одиночество. И пусть вас ни в коем случае не смущает некоторая неряшливость постановки - в конце концов, мы "прощали" пустой кинопавильон фон Триеру и брезентовое море Феллини.
13 АПРЕЛЯ 2013      НИКИТА СЕВАСТЬЯНОВ
Ссылка:
Смотрите также
#ГАС ВАН СЕНТ, #КИНО

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".