КВИР
Брет Истон Эллис. White
Единственный литературный мужчина, к которому я отношусь с большим подозрением, и он отвечает мне тем же, это разудалый американский бро-лит.
Термин, конечно, не литературоведческий, и в мире, например, ГЮ бро-лита не существует так же, как нет и гей-лита (но фем-лит, разумеется, есть). Если сильно утрировать, бро-лит - это книги для мужчин, которые ценят свой искажённый взгляд на мир больше самого мира. Это книги для мужчин, которые гордятся своей снисходительной терпимостью ко всякому, но не уважают никого. Наконец, это книги для мужчин, которые мягким голосом рассуждают о французской новой волне, покуривая сигареты Gauloises. Короче, книги умных белых гетеросексуальных писателей, которые формировали Америку 20 века, но Америка 2019 года их как-то постеснивается.

К таким писателям, за небольшим минусом, вполне относится Брет Истон Эллис. Давно помалкивавший автор (наиболее известен его "Американский психопат") в этом году выпустил нонфикшн книжку, куда набрал старых эссе, написал на злобу дня несколько новых, присовокупил дартаньяновское предисловие и отдал на откуп критикам. White (первоначально называлась White Privileged Male) - пространная симфониетта в восьми частях о том, как сердце бьётся в унисон с типичным избирателем Трампа, но член безнадежно застрял в либеральной демократической заднице, и оттого приходится прикидываться аполитичным центристом.

Эллис касается самых разных тем, и в каждую успевает, как умелый трикстер, подбросить говна с блёстками - так, что хочется и спорить, и попкорном запастись. Пишет о своем детстве и любви к хоррорам - и нападает на кастрирующую родительскую гиперопеку. Поносит экранизацию своего романа "Меньше, чем ноль" - и превозносит "Американского психопата", романный образ которого он списал со своего бойфренда тех лет - холодного и обворожительного адвоката. Проходится по гей-культуре и её выражению в кино: ругает оскароносный Moonlight за "излишнюю актуальность" в ущерб художественности, за вымученность, за straight eye on a gay guy ("Лунный свет" снимал режиссер-гетеро, что, по мнению БИЭ, вылилось в стерильную нерелеалистичность) - и хвалит Weekend (2011) Эндрю Хея за прямо противоположное.

Большой кусок книги БИЭ отводит политической повестке США. Анализируя реакции демократов на победу Трампа, наблюдая раскол среди своих друзей, втягиваясь в споры с бойфрендом, Эллис приходит к неутешительному выводу (с которым я, пожалуй, соглашусь): люди слишком часто идут на поводу чувств, не умеют принимать поражение, не руководствуются принципами рационального мышления и склонны считать за катастрофу и личную травму честную победу несимпатичного кандидата в стране работающих сдержек и противовесов. В конце концов, президент сменится, а добрые отношения с супругами, родственниками и друзьями всё-таки важнее.

Часть про знаменитые эллисовские твиты получилась, по-моему, менее интересной. Кратко пересказывая скандалы со своим участием, Эллис даёт своё видение ситуации в стиле "вы всё не так поняли, я тут не город сожгла, а колесо сансары развернула". Создаётся впечатление, что мужику просто обидно.

Но самый забавный кусок припасён к концу: Эллис и миллениалы, история любви и непонимания. Мы и слишком инфантильны, и слишком остро чувствуем, и ожидания у нас завышенные, и авторитетов не чтим, и к жизни не приспособлены, и самоиронией не вооружены, волосы имеем - косы плетём, добрый характер - слезы льём. Что не помешало, конечно, Эллису завести бойфренда-миллениала на 20 лет младше и оттачивать на нём остроумие. Седина бобра не портит, да-да.
10 СЕНТЯБРЯ 2019      ДМИТРИЙ ЛЯГИН
Ссылка:
Смотрите также
#КНИГА

МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Магазин Sexmag.ru
Выбор редакции
Квир-арт
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
* КВИР (queer)
в переводе с английского означает "странный, необычный, чудной, гомосексуальный".